Наш адрес - Союз

Редакция газеты "СОЮЗ" и почтовые ведомства Беларуси и России проводят читательский эксперимент "Контрольное письмо"
Редакция газеты "СОЮЗ. Беларусь - Россия" совместно с Почтой России и Национальным оператором почтовой связи Республики Беларусь "Белпочта" начинает акцию "Наш адрес - Союз".
Обозреватель "СОЮЗа" в Минске Аэлита Сюльжина искренне рассчитывала, что ее письмо дойдет до Москвы максимум за неделю. Фото: Александр Кушнер

Цель акции - сделать так, чтобы письма, бандероли и посылки добирались из Беларуси в Россию и обратно быстро и без задержек. Пока же приходится с сожалением констатировать, что нередко простое письмо идет из Брянска в Брест дольше, чем из Магадана в канадский Ванкувер. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения читателей в редакцию.

Для начала мы своими силами провели небольшой редакционный эксперимент. Наши корреспонденты в Минске и Москве одновременно (20 ноября с.г.) отправили на домашние адреса друг друга по одному простому письму. А теперь отгадайте с трех раз: за какое время преодолели письма расстояние в 650 километров между нашими столицами? Так вот, и в Москву, и в Минск письма пришли тоже одновременно (5 декабря) - через 16 суток.

43 российских рубля потратил наш корреспондент, отправив письмо из Москвы в Минск. А послание из Минска в Москву обошлось в 1 рубль 38 копеек (40 российских рублей).

Получается, что срок доставки огромен. В чем тут причина? Об этом мы и спросим наших главных почтовиков, а с ними и руководителей профильных министерств Беларуси и России. Но для этого нам нужны конкретные факты - присланные вами в редакцию "Контрольные письма" с почтовыми штемпелями. Сам талон мы публикуем сегодня на третьей странице газеты. Его надо вырезать, положить в конверт или наклеить на открытку и отправить по адресу редакции. 

Обозреватель "СОЮЗа" в Москве Юлия Васильева за то время, что шло ее письмо в Минск, успела трижды побывать в командировках в Беларуси. Фото: Роман Щербенков/"СОЮЗ"

Выполняют ли российские почтовики нормативы по доставке корреспонденции в почтовом сообщении между Москвой и Минском? Однозначно тут не ответишь: как оказалось, на сегодня таких нормативов просто не существует.

Но есть утвержденные правила по оказанию почтовых услуг России, и в них прописаны конкретные сроки доставки отправлений разного класса для писем, бандеролей и посылок. Быстрее всех приходят письма первого класса: между городами федерального значения не более семи дней, внутри крупных городов - не более двух дней, а между административными центрами муниципальных районов внутри одной территории не более трех дней. Медленнее всего идут письма в труднодоступные места Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока. Там сроки доставки - 21 день. Минимальная стоимость отправки письма первого класса - 39 рублей. Заказное письмо первого класса стоит 78 рублей.

Контрольный срок доставки простой письменной корреспонденции, в том числе и бандеролей, увеличивается на один день по сравнению с отправлениями первого класса. Как пояснили "СОЮЗу" в "Почте России", для каждого города есть свои сроки доставки. И своя схема. Например, если письмо отправляется из Владивостока в небольшое поселение Калининградской области, то сначала оно идет из Петропавловска до центра обработки писем в Калининграде шесть дней, а оттуда в это небольшое поселение еще два дня. И получается, что обычное письмо или бандероль будут доставлены туда чуть больше чем за неделю. Минимальная стоимость отправки обычного письма - 22 рубля.

Контролирует соблюдение сроков доставки внутри России Роскомнадзор. Как сообщила служба, при норме доставки 90 процентов корреспонденции в контрольные сроки по внутриобластному потоку пересылалось 81,12 процента. Кстати, в Беларусь заказные письма и ценные отправления идут не только по воздуху, но и наземным транспортом.

Как объяснили "СОЮЗу" в пресс-службе "Почты России", Россия и Беларусь наряду с другими странами являются членами Регионального содружества в области связи (РСС). Наши страны входят в Координационный совет РСС и в Комиссию РСС по почтовой связи, что позволяет осуществлять более тесное взаимодействие в области почтовой связи. Более семи лет назад, 15 октября 2010 года, было подписано первое соглашение между РФ и Беларусью о порядке обмена внутрисоюзными почтовыми отправлениями на территории Таможенного союза. С этого момента обмен почтовыми отправлениями с товарными вложениями между нашими странами проводится в упрощенном режиме, без оформления таможенных деклараций. Это позволяет также осуществлять перевозки почтовых отправлений между двумя странами без открытия процедур таможенного транзита. Данные меры сократили сроки обработки и перевозки почтовых отправлений.

Сейчас между нашими странами осуществляется почтовый авиаобмен через аэропорты московского авиаузла (аэропорты Домодедово и Шереметьево) и автотранспортом непосредственно между местами международного почтового обмена в Минске и в Москве.

Если говорить об объеме отправлений, то за 6 месяцев 2017 года из Беларуси в Россию пришло 227 454 письма, а вот россияне написали белорусам значительно меньше - всего 173 173 письма. Зато посылок из России в Беларусь идет в разы больше, чем обратно.

Подготовила Татьяна Щадрина, shadrina@rg.ru, Москва

В Беларуси сроки доставки почтовых отправлений строго регламентируются. Специалисты РУП "Белпочта" едва ли не по часам расписали "СОЮЗу" "путешествие" письма от отправителя к адресату.

Итак, простое письмо, открытка или бандероль между областными центрами будет идти максимум 3 дня: отсчет начинается сразу, как только корреспонденцию вынимают из почтового ящика. День на прием и два на дорогу - строго по графику. Между другими населенными пунктами письмо будет идти 4 дня, а по Минску - уже на следующей день окажется в ящике по нужному адресу. И такая пунктуальность выдерживается более чем в 95% подобных пересылок. Для РУП "Белпочта" этот показатель очень важен. Кстати, адресант может сам выбрать удобный для него вид отправления и тем самым сократить срок. Так, конверты, отправленные по внутренней ускоренной почте, приходят в конечную точку назначения уже на следующий день.

Международное письмо попадет в руки адресата также максимум через два дня с момента поступления на территорию Беларуси. Вся исходящая почта адресатам в разные уголки мира обрабатывается в течение суток - в строгом соответствии с актами Всемирного почтового союза. А вот какой путь предстоит письму на территории другого государства, целиком зависит от местной почтовой службы: всю международную корреспонденцию дальше перевозит почта страны назначения. К слову, РУП "Белпочта" регулярно отслеживает сроки пересылки не только по территории Беларуси, но и в другие страны, чтобы приблизительно сориентировать клиентов, как скоро их письмо может попасть в руки своему адресату.

Когда письмо покинет почтовый ящик, зависит от размера населенного пункта. Почту забирают ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, а приблизительное время всегда указано на самом ящике. После этого письмо попадает на сортировочный пункт, где весь процесс происходит автоматически. Письмосортировочная машина появилась на службе у РУП "Белпочта" в 2013 году. Буквально пару секунд - и огромная стопка писем улетает дальше. Машина сможет сортировать до 45 тысяч писем в час.

Сохранность и целостность отправлений для работников РУП "Белпочта" также безусловный приоритет, что даже нашло свое подкрепление в статье 22 Закона Республики Беларусь "О почтовой связи". Тут и системы видеонаблюдения, и специальные опломбированные контейнеры для пакетов с объявленной ценностью, которые перевозятся в специальном автотранспорте под надежным замком.

Строго регламентировано и то, как часто почтальон будет разносить письма по почтовым ящикам: в небольших населенных пунктах почта приходит 1 раз в день и не менее 5 раз в неделю, а в областных центрах - 1-2 раза и 6 дней в неделю. Четко продумана и логистика. Перевозка отправлений из всех регионов страны (а это более 23 тысяч населенных пунктов) проходит в общей сложности по 1115 маршрутам протяженностью 160 тысяч километров. А чтобы срок путешествия письма в другие страны стал короче, РУП "Белпочта" комбинирует наземный (автомобильный и железнодорожный) и воздушный транспорт.

Подготовила Ольга Савицкая, savitskaya@sb.by, Минск

Включайтесь!

А теперь вы, читатель, включайтесь в нашу совместную с почтовиками Беларуси и России акцию "Контрольное письмо". Для этого вам следует вырезать публикуемый ниже талон, заполнить его и отправить в редакцию "СОЮЗа" по указанному адресу. Из любого города, поселка, села... Получив ваши "контрольные письма", мы передадим их в соответствующие ведомства двух стран, отвечающие за своевременную доставку корреспонденции, для анализа фактического графика доставки с утвержденными нормами.

После совместного подведения итогов акции мы оповестим читателей "СОЮЗа" в России и Беларуси о ее результатах. И сделаем выводы! Чтобы письма шли по Союзу быстро и приходили в срок. Спасибо!