11.12.2017 21:10
    Поделиться

    Адвокат Ставрос Павлу - о защите прав российских инвесторов на Кипре

    Как российским компаниям удается отстаивать свои бизнес-интересы и возвращать активы в правовом поле Кипра. А также чем закончилась деофшоризация и стоит ли инвесторам опасаться нового банковского кризиса на острове, нашему корреспонденту рассказал один из ведущих кипрских адвокатов, управляющий партнер кипрской юридической фирмы Patrikios Pavlou & Associates Ставрос Павлу.

    В деловых кругах вас называют одним из ведущих юристов, который занимается поддержкой российского бизнеса на Кипре...

    Ставрос Павлу: Это, наверное, слишком громко сказано. Все-таки основными "юристами", которые занимаются поддержкой бизнеса и экономики, я бы назвал наших президентов - Владимира Путина и Никоса Анастасиадиса. Их встречи и решения подняли сотрудничество между нашими странами на новый уровень. Например, после их очередной встречи в конце октября в Москве господин Путин подтвердил, что "сегодня Кипр является для нас важным и перспективным партнером". Но это, конечно, общая картина, а то, чем занимаемся мы непосредственно - это юридическая помощь, сопровождение сделок и судебная защита наших клиентов, в том числе, конечно, и многих российских бизнесменов, инвесторов и физических лиц, проживающих на острове.

    Насколько, по-вашему, верно утверждение, что с точки зрения экономики интересы России и Кипра сильно переплетены?

    Ставрос Павлу: Наши страны действительно очень близки и исторически, и по менталитету. С точки зрения экономики я бы действительно назвал Россию нашим партнером номер один. Во время банковского кризиса Кипр в значительной степени выжил благодаря постоянной поддержке российских бизнесменов и инвесторов. Мы вели ряд судебных процессов, в которых успешно защищали интересы российских банков и компаний по возврату вложений, затронутых международным кризисом, начиная с падения Lehman Brothers в конце 2008-го, вплоть до банковского кризиса 2013 года. В свою очередь Кипр - одно из немногих государств ЕС, которое открыто выступило против антироссийских санкций. Кроме того, многие русские выбирают Кипр в качестве своего второго дома, и многие даже переезжают на Кипр для постоянного проживания.

    Сейчас, когда Кипр уже полностью оправился от последствий кризиса, российским инвесторам следует позабыть свои опасения о его повторении?

    Ставрос Павлу: Экономика Кипра сейчас одна из самых быстрорастущих экономик ЕС, с темпами роста ВВП в 3,5 процента. Ожидается, что такие темпы роста останутся в течение ближайших нескольких лет. При этом правительство Кипра в последнее время приняло ряд мер не только для привлечения иностранных инвесторов, но и для защиты их интересов. Причем в первую очередь именно российских.

    Известно, что вы участвуете в арбитражных разбирательствах по коммерческим спорам не только на Кипре, но и в ведущих международных арбитражных центрах. Если не секрет, кто ваши основные клиенты?

    Ставрос Павлу: Крупные международные корпорации, банки, финансовые и инвестиционные организации, состоятельные физические лица и группы компаний, которые играют значительную роль в таких ключевых отраслях, как нефть и газ, энергетика, недвижимость и строительство, медиа, путешествия, телекоммуникации. Большинство из них представляют Российскую Федерацию и Европу. Кроме того, мы в течение многих лет предоставляем юридические услуги и поддержку российским юридическим компаниям и другим партнерам. Среди наших самых крупных российских клиентов я мог бы назвать банки Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк, Трубную металлургическую компанию, Группу ЛСР, Группу компаний "Дело".

    Вы помогали российскому бизнесу на Кипре перестроиться в связи с изменениями в законодательстве и правовом регулировании, особенно в той части, что касалась деофшоризации?

    Ставрос Павлу: Мы работали по запросам ряда клиентов, касающимся реализации положения о Контролируемых иностранных корпорациях (CFC) в связи с законами о деофшоризации, принятыми в РФ, а также оказывали содействие в реструктуризации российских холдингов для соответствия новому налоговому законодательству. Мы сопровождали реструктуризацию целого ряда компаний, общая стоимость активов которых составляет более 5 млрд долларов США, и продолжаем помогать корпоративной реструктуризации мощных групп. Например, мы предоставляем постоянное юридическое консультирование и осуществили консолидацию в России одной из крупнейших частных транспортно-логистических компаний.

    Кипр - одно из немногих государств ЕС, которое открыто выступило против антироссийских санкций

    Насколько часто вам приходится участвовать в судебных спорах, отстаивая интересы российских клиентов?

    Ставрос Павлу: На протяжении последних четырех с половиной лет мы представляли российский банк в одном из самых значимых арбитражных разбирательств в практике кипрских арбитражных судов. Этот иск относится к исполнению ряда банковских гарантий, предоставленных истцами, в соответствии с которыми банк перечислил 42 млн долларов США по госконтракту, действительность которого была позже оспорена. Истец требовал полной компенсации на том основании, что банковская гарантия была неправомерно исполнена в судебном порядке. После дачи свидетельских показаний другой стороной мы добились признания их недопустимыми доказательствами в судебном процессе. Затем мы провели окончательное слушание по этому спору и добились вынесения решения суда в пользу наших клиентов. Кроме того, мы регулярно защищаем интересы других российских компаний и физических лиц, которые обращаются к нам за помощью.

    А выведенные из России активы удавалось возвращать?

    Ставрос Павлу: Да, и не раз. Например, мы действовали по заданию одного из крупнейших банков России. Речь шла о долговом споре с участием большого количества лиц, зарегистрированных в разных странах, о взыскании задолженности, причитающейся этому банку от российского состоятельного физического лица. Банк недавно добился судебного постановления о возбуждении дела о его банкротстве. Мы подали ходатайство и добились вынесения судебного приказа о замораживании активов нескольких компаний, прямо или косвенно принадлежащих должнику. А также добились ареста счетов и недвижимости, принадлежащих его супруге, на том основании, что они представляют собой активы, которые принадлежат банкроту и которые были получены в попытке обмануть своих кредиторов, для взыскания около 250 млн евро.

    И это далеко не единичный пример нашей работы в судах. Их гораздо больше. Иногда мы представляем интересы российских клиентов одновременно, например, в арбитражах Кипра, Стокгольма и Лондона.

    На Кипре действует кипрское право, которое опирается на английское общее право, и, соответственно, все споры разбираются по ним, а если потребуется решать вопросы в российской юрисдикции?

    Ставрос Павлу: Я могу с гордостью сказать, что мы тесно сотрудничаем с ведущими российскими юридическими фирмами. Кроме того, наша фирма участвует не только во многих профессиональных международных ассоциациях и форумах, но и включена также в члены Арбитражной ассоциации России и Кипрско-российской бизнес ассоциации. В наших судах разбираются споры на основании российского права, если применяемым правом является российское право. И мы неоднократно занимались такими судебными разбирательствами.

    Господин Павлу, как часто вы приезжаете в Россию и насколько вам здесь комфортно работать?

    Ставрос Павлу: Это происходит минимум несколько раз в год. А вообще я поддерживаю тесные отношения с Россией уже более двадцати лет, и, честно скажу, я обожаю посещать вашу страну, общаться и работать с россиянами. Надеюсь, что это взаимно.

    Кстати

    В понедельник Ставрос Павлу получил в Москве специальный приз Всероссийской премии "Прометей" - именно за защиту интересов российского бизнеса

    Поделиться