10.12.2017 15:34
    Поделиться

    Развитие системы нефтепродуктопроводов меняет структуру рынка

    Десять лет назад по указу президента России Владимира Путина компания "Транснефтепродукт" вошла в состав "Транснефти". Благодаря такой интеграции поставки нефтепродуктов по трубам начали расти примерно на 2-3 процента в год. В 2017-м будет перекачано около 34 миллионов тонн. Резкий скачок произойдет в ближайшие четыре года - как ожидается, поставки увеличатся в полтора раза.

    На мирные цели

    Во всех развитых странах большая часть нефтепродуктов транспортируется по трубам. Советская система нефтепродуктопроводов создавалась в основном под поставки горючего для армии. После того как страна вошла в рыночную эпоху, фактически военные трубы стали переориентировать на мирные цели. В итоге "Транснефть" вывела поставки по нефтепродуктопроводам на новый уровень. Понадобился опыт и средства мощной компании, которая могла наращивать объемы перекачки и предлагать новые маршруты транспортировки топлива на экспорт и внутренний рынок.

    Выигрывала и "Транснефть", которая диверсифицировала бизнес, и производители, которые получали более экономичный и надежный способ доставки. Для достижения этих целей в 2014 году была принята Долгосрочная программа развития компании до 2020 года.

    Поменялись трубами

    В преддверии реализации амбициозных планов "Транснефть" столкнулась с серьезной проблемой. По закону государственная компания не имела права использовать полученные за транспортировку нефти средства на строительство нефтепродуктопроводов. Тогда был найден простой и крайне эффективный выход. Компания начала перепрофилировать под нефтепродукты нефтяные трубы.

    По словам заместителя вице-президента "Транснефти" - директора департамента транспорта, учета и качества нефтепродуктов Владимира Назарова, для этого выявлялись участки, где нефтепроводы и нефтепродуктопроводы были проложены в одном коридоре. На некоторых направлениях нефтепроводы работали не на полную мощность, при этом соседние нефтепродуктопроводы были перегружены. Было решено перевести нефтепроводы под транспортировку нефтепродуктов.

    Благодаря перепрофилированию магистралей компании удалось увеличить объемы и сэкономить на строительстве новых труб. Кроме того, компания смогла оживить угасающие направления транспортировки нефти. Например, так получилось при перепрофилировании нефтепровода Тюмень - Юргамыш, который долгое время простаивал. После проведенной реконструкции нефтеперекачивающая станция (НПС) "Тюмень" стала универсальной. Теперь по трубе поставляется нефть на Антипинский НПЗ, а потом с завода в европейскую часть России перекачивается дизельное топливо Евро-5. За пять лет объем транспортировки только дизтоплива увеличился на 3,7 миллиона тонн.

    На север, юг и запад

    Первым большим нефтепродуктопроводным проектом "Транснефти" стал "Север", целью которого является увеличение поставок дизельного топлива Евро-5 в направлении Приморска с 8,5 до 25 миллионов тонн. Для этого компания перевела под дизельное топливо магистральный нефтепровод от Ярославля до Приморска. На участке нефтепродуктопровода Стальной Конь - Рязань организовали реверсную перекачку нефтепродуктов, которые раньше поставлялись в латвийский Вентспилс. В порту Приморск два нефтяных причала сделали универсальными под нефть и дизельное топливо.

    Транспортировка нефтепродуктов по трубе позволяет повысить конкуренцию среди заводов-производителей и снизить экологические риски

    В конце 2017 года по участку Староликеево - Филино - Ярославль вместо нефти пойдет дизель. Между НПС "Второво" и "Филино" заработает дизельная перемычка. По словам Владимира Назарова, пропускная способность трубопроводов по проекту "Север" повысится также благодаря увеличению мощности насосов и применению противотурбулентных присадок.

    Второй крупный экспортный проект - "Юг", поставки дизельного топлива еврокласса от Волгоградского НПЗ до порта Новороссийск. Одновременно с "Севером" и "Югом" "Транснефть" обновляет магистральный нефтепродуктопровод Уфа - Западное направление (УЗН). В этом году по западному маршруту должно пройти 8,5 миллиона тонн дизельного топлива класса Евро-5, через два года - на два миллиона больше. Для увеличения мощности трубы идет реконструкция на участке Прибой - Никольское: увеличиваются мощности насосов, устанавливается оборудование для ввода противотурбулентных присадок.

    Для внутреннего пользования

    "Транснефть" активно развивает поставки по трубам и на внутренний рынок. В начале следующего года завершается крупный трубопроводный проект по увеличению поставок бензина и авиакеросина в Московский регион. Для транспортировки бензина с Нижегородского НПЗ (НОРСИ) "Транснефть" перепрофилировала нефтепровод Горький - Рязань-2, по которому в июне этого года пошли первые поставки автомобильного бензина. В начале следующего года будет введена в эксплуатацию сливная железнодорожная эстакада на головной перекачивающей станции (ГПС) "Шилово-3" для приема в продуктопровод авиационного керосина, который будет поступать в столичные аэропорты.

    С 2019 года поставки автомобильного бензина в Московский регион планируется увеличить на 2-3 миллиона тонн в год. Предполагается, что топливо будет поступать не только с НОРСИ, но и от других российских производителей. В Москву готовы поставлять бензин из Башкирии, Западной Сибири, Татарстана. Нефтепродуктопроводы позволяют разгрузить железную дорогу, снизить экологические риски.

    Электронная очередь для бензовозов

    По словам Владимира Назарова, чтобы привлечь больше контрагентов, компания развивает транспортировку различных видов нефтепродуктов по одной системе трубопроводов. На наливных станциях оборудуются устройства налива, которые позволят загружать бензовозы несколькими видами топлива, что удобно для поставок на АЗС.

    Для удобства "Транснефть" вводит для получателей электронную очередь, что позволит сократить время обработки информации и подготовки документов для отпуска нефтепродуктов. Клиент может заранее оставить заявку и без задержки получить нефтепродукты.

    В середине 2018 года электронная очередь заработает на наливных станциях "Нагорная" и "Солнечногорская" и линейной производственной станции "Володарская".

    Поставка против платежа

    На российских НПЗ производится около 126 миллионов тонн нефтепродуктов, из которых 89 миллионов тонн на заводах, подключенных к трубопроводной системе "Транснефти". Притом, что все нефтепродуктопроводы загружены полностью, до сих пор менее трети топлива транспортируется по трубе. По словам Владимира Назарова, нефтяные компании подтвердили сдачу 24,3 миллиона тонн в год в направлении Приморска.

    По проекту "Юг" подписано соглашение с "ЛУКОЙЛом" о сдаче в систему 3 миллионов тонн в год. Дополнительно запланирована транспортировка 900 тысяч тонн в год с Орского НПЗ и 1 миллион тонн с Саратовского НПЗ. Как ожидается, в 2018 году поставки топлива по трубам вырастут до 37,4 миллиона тонн.

    Но рост нефтепродуктопроводов меняет и российский рынок в целом, усиливает конкуренцию между производителями благодаря сокращению сроков доставки. За пять лет их удалось снизить с 28 до 19 суток, на внутренний рынок - до 12 суток. После завершения крупных проектов перекачка будет занимать не более трех дней. В России наконец-то становится возможной схема "поставка против платежа", когда покупатель получит товар практически мгновенно, вне зависимости от того, в каком регионе и у какого производителя приобрел топливо. О монополии продавцов можно будет забыть.

    прямая речь

    Анатолий Голомолзин, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы:

    - Доля трубопроводного транспорта постепенно возрастает благодаря реализации новых проектов. Это влияет на ситуацию, так как выравнивает общие условия работы на внутреннем рынке. Для нас важно, что нефтепродуктопроводы "Транснефти" будут работать в режиме распределенного базиса поставки. Это означает, что нефтепродукты могут быть доставлены везде, где пролегают трубы "Транснефти", то есть конкуренция значительно возрастет. Поэтому не только технологическое, но и коммерческое развитие благоприятствует повышению устойчивости внутреннего рынка.

    Виктор Парно, вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии Argus Media:

    - Российские мощности нефтепереработки по производству дизельного топлива с низким содержанием серы постоянно растут. В прошлом году в России объем производства дизтоплива для двигателей класса Евро-5 увеличился по сравнению с предыдущим почти на 13 миллионов тонн - до 61,65 миллиона. Ожидается, что к концу 2019 года объем его выпуска поднимется до 71-73 миллионов тонн. Экспортеры, которые поставляют нефтепродукты по трубе, более конкурентоспособны, так как у них больше возможностей снижать цену. Они снизят маржу, но не потеряют рынок.

    Эндрю Боннингтон, директор редакторской группы по развитию стратегических рынков сырой нефти агентства Platts:

    - Европейский рынок меняется. Часть стран, которые традиционно покупали у России, теперь больше берут у других продавцов. Например, Франции из-за логистики стало выгоднее получать дизель из США. Но Германия, которая территориально ближе к России, по-прежнему основные объемы дизеля закупает у российских компаний.

    Конкуренция поставщиков привела не к переделу рынка, а скорее к понижению цены. Российские объемы дизеля и газойля остались прежними, что и три года назад, но выросло качество. Четыре года назад по большей части из России шло высокосернистое топливо, а сейчас около 90 процентов экспортного дизеля соответствует европейским стандартам.

    кстати

    К системе нефтепродуктопроводов "Транснефти" подключено 5 аэропортов, 11 наливных пунктов, 16 НПЗ, 46 нефтебаз.

    Поделиться