22.11.2017 19:40
    Поделиться

    В Тюмени наставники со всей России обменялись опытом

    В последнее время в стране возникло несколько центров изучения практик современного наставничества. Один из лидеров направления екатеринбуржец Игорь Тюфяков говорит: "Тема модная, тема востребованная. Ощущается дефицит методик, концентрирующих в себе успешный опыт. Их разработкой мы и занимаемся". Он и его партнеры провели в Тюмени при поддержке правительства региона первый открытый конгресс наставников, собравший специалистов из 15 субъектов РФ. Чуть ранее в столице состоялась первая международная конференция по наставничеству, а через неделю откроется первый всероссийский форум наставников. Целая лавина стартовых мероприятий. Следует ожидать прорыва?

    Течение и вправду модное. В формируемое движение наставников записалось на данный момент 230 человек, среди них немало жителей Уральского округа. Кто они? В публичном списке - глава фракции в Госдуме и депутаты местных представительных органов власти, педагоги и юристы, ученые и политтехнологи, чиновники федерального и региональных правительств, айтишники и режиссеры, бизнесмены и общественники. Спектр занятий и должностей не удивляет, ведь наставничество имеет право на существование во всех профессиональных сферах и возрастных группах. Порой даже топ-менеджеры оказываются в роли учеников. Всюду своя специфика, она зависит от рода занятий, возраста, образования "подмастерьев", характера производственной, коммерческой, либо исследовательской задачи.

    Можно ли весь многообразный опыт уложить в универсальную методику? Разумеется, нет. Разработок будет достаточно много. Оригинальные и вместе с тем продуктивные наработки втискивать в шаблоны неразумно. Процесс творческий. Должен быть выбор. И один из первых шагов к нему - накопление искомых данных на общедоступном информационном плато. Как ожидается, в следующем году появится цифровая онлайн-карта социального, профориентационного и профессионального наставничества в РФ, она же - краудсорсинговая площадка.

    Во многих компаниях продвижение "учителей" по карьерной лестнице ставят в прямую зависимость от того, насколько хорошо их "ученики" освоили новые знания, умения

    Эксперты утверждают: при отлаженной системе непрерывного наставничества производительность труда реально повысить на 10-15 процентов, получив весомую дополнительную прибыль. Эффективность этой системы зависит от стимулирования? Безусловно. Выполнять функции наставника, ментора можно обязать - приказом начальника, рассматривая их как неотъемлемую часть служебных обязанностей. А лучше заинтересовать. Совсем не обязательно материально. Во многих компаниях продвижение "учителей" по карьерной лестнице ставят в прямую зависимость от того, насколько хорошо их "ученики" освоили новые знания, умения, как они ими распоряжаются. В свою очередь, наставников, дабы они не теряли профессиональной квалификации в мире стремительно меняющихся технологий, подталкивают к постоянному обучению.

    - Чтобы наставничество работало полноценно, недостаточно утвердить положение и внедрить его административными способами. Важно заинтересовать всех участников, тогда каждый из них убеждается, что в выигрыше и он, и в целом родное предприятие, - резюмирует доктор педагогических наук Михаил Кларин.

    Надо ли обучать наставников? Да, посчитали участники тюменского конгресса, причем в специализированных методических центрах, создать которые только предстоит.

    Ну а пока, по свидетельству одного из спикеров, ректора Московского института открытого образования Алексея Рытова, около 56 процентов молодых людей в течение года расстается с первым местом работы. Кто-то ошибся в выборе профессии, кто-то не сумел адаптироваться, оказался без поддержки более опытных товарищей.

    между тем

    Крупные корпорации сегодня целенаправленно возрождают систему наставничества. Например, как рассказал "РГ" вице-президент ЕВРАЗа Максим Андриасов, на уральских предприятиях холдинга она выстроена от уровня управляющего директора до рабочего.- Сегодня наставничество - это не совсем то, к чему мы привыкли в советские годы, когда убеленный сединами рабочий учит молодого. Сейчас наставники - это носители компетенций на каждом уровне. У нас есть, например, "Школа управляющего директора", где наставник - управляющий директор Алексей Кушнарев. Наставник должен быть не только профессионалом, но и уметь правильно выстроить диалог, создать доверительный контакт с подопечным, и мы таких людей как зеницу ока бережем, - отметил Андриасов.