20.11.2017 20:37
    Поделиться

    Как в Москве, Петербурге и Новосибирске проходит Фестиваль японского кино

    Фестиваль японского кино проходит в этом году в 51-й раз, и хотя широкой публике он известен куда меньше, чем, скажем, ММКФ, подлинной киноманской любовью он пользуется в ничуть не меньшей степени. В последние лет семь возникло, конечно, ощущение пробуксовки: фильмы на фестиваль попадали зачастую случайные, удручающе-многолетней давности, а с какого-то момента и вовсе повторяющиеся из года в год. И это при том, что, например, в середине-конце 90-х годов можно было наслаждаться изысканнейшими икебанами из самых интересных японских киножанров: самурайских эпосов и гангстерских саг, историй о привидениях и о гигантских монстрах, и, конечно, аниме в самых разнообразных вариациях. А грандиозный "Звонок", скажем, посмотреть задолго до того, как он появился на каких бы то ни было носителях.

    Но уже в прошлом, юбилейном для фестиваля году, ситуация, кажется, начала меняться, и нынешняя программа укомплектована практически безукоризненно. В состав вошли две кассовые мелодрамы с любимцами японской публики в главных ролях: "Любовь слепа" (2013) Масахиде Итии о любви нелюдимого клерка и слепой красавицы и "История Еноске" (2013) Сюити Окиты, ностальгический оммаж беззаботным 80-м. Кроме того - квартет кинолент, посвященных музыке: международный конкурсант Сандэнса "Абраксас" (2010) Наоми Като про буддийского монаха, грезящего о карьере рок-музыкантом; "Кролик из оркестра" (2013) Такудзи Судзуки, призер Токийского кинофестиваля, история о мальчугане, попавшего вслед за почти что кэрроловским дэймоном-кроликом на репетицию духовой студии и осознавшего всю необоримую силу и красоту музыки; "С песней на устах" (2015) Такахиро Миике, главная героиня которого, знаменитая пианистка, неожиданно прерывает карьеру и уезжает на малую родину руководить школьным хором; наконец, "Маэстро!" (2015) Сетаро Кобаяси, про попытки воссоединения симфонического оркестра, с участием популярнейшей японской певицы Мивы. Все фильмы невероятно оптимистичны, и не остается ничего, кроме как с чистой совестью подписаться под строками фестивального пресс-релиза (вот уже больше полувека неизменно составленного в неподражаемом и мгновенно узнаваемом стиле): "все эти персонажи образуют единый кинематографический хор, который поет и играет только о самом главном - гимны радости и добру".

    Но как бы не были привлекательны и манящи звуки этих гимнов, нельзя не признать, что главным фестивальным событием станут все же три наисвежайшие премьеры, которые в том же пресс-релизе с полным на то основанием названы "сенсационными". Фильмом открытия стал "Клинок бессмертного" (2017) Такаси Миике, официально считающийся сотым полнометражным фильмом мастера, хотя честно говоря, казалось, что этот рубеж режиссер преодолел уже минимум лет пять назад. Экранизация сверхкультовой (в своем жанре это уровень примерно "Мастера и Маргариты") самурайской манги кажется продуктом для сугубо внутреннего пользования - и тем не менее, именно юбилейный опус Миике стал в этом году визиткой и чуть ли не главным продуктом японского киноэкспорта: фильм был представлен в статусной каннской программе "Особый взгляд" и участвовал в фестивалях фантастического кино в Ситжесе и Невшателе.

    Еще один фильм из "Особого взгляда" - "Пока мы здесь" (2017) Киеси Куросавы, драма о непростых семейных взаимоотношениях на фоне все активнее дающего о себе знать инопланетного вторжения. К слову, преданным фестивальным адептам, этот Куросава известен не хуже великого Акиры: его метафизические триллеры обнаруживались в японских программах с завидным постоянством. Как впрочем, и фильмы еще одного классика, пятикратного претендента на каннскую Пальмовую ветвь и обьективно грандиозного режиссера, Хирокадзу Корээды. На сей раз это детектив "Третье убийство" (2017), принимавший участие в последнем венецианском конкурсе.

    Фестиваль пройдет в Москве 21-28 ноября, в Санкт-Петербурге 6-12 декабря и в Новосибирске 23-28 января.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться