Штаб Центрального планерного аэроклуба ДОСААФ России имени Сергея Анохина (ЦПАК) расположен в принадлежащем государству двухэтажном здании на улице Комсомольской. В распоряжении осталась пара помещений. Остальное арендует бизнес. Чтобы попасть в клуб, надо пройти через ресторан. Весной тут была комиссия от Центрального совета ДОСААФ. Ее выводы и легли в основу заявлений. Из заключения следует, что клуб почти не получает доход. В предыдущие годы договоры аренды с ним заключила частная фирма. Затем сдала помещения в субаренду и зарабатывает на этом. В ДОСААФ считают подозрительным то, что у арендатора трудятся экс-сотрудники ЦПАК, включая тех, кто от его имени заключал договоры.
Ранее военная прокуратура Брянского гарнизона уже проводила проверку, и факты подтвердились. Но вопрос о возбуждении уголовного дела еще решается. Ситуация со зданием - лишь вершина айсберга. В последние годы положение клуба ухудшилось. Он оказался на грани краха. Экс-работники и деловые партнеры завалили его исками о взыскании долгов и банкротстве. Речь идет о дорогостоящем хозяйстве. Площадь летного поля на аэродроме Пугачевка под Орлом составляет 230 гектаров. Плюс три больших здания, спецтехника и оборудование, планеры и самолеты.
В начале лета в аэроклубе сменилось руководство. Новый начальник Евгений Митасов - военный летчик запаса, ветеран войны в Афганистане. Корреспондент "РГ" увидел то, что ему досталось в "наследство". Кстати, после смены руководства кто-то взломал дверь в клубе. Исчезла бухгалтерия за три года и, главное, формуляры. Это своего рода паспорта, которые ведутся на каждый самолет и планер с момента выпуска. В них отмечается все, начиная от подробного описания ремонтов, даже очень мелких, и заканчивая детальным описанием полетов. Без формуляра летать запрещено. Поэтому клуб в 2017 году впервые за свою более чем 70-летнюю историю не провел ни одного соревнования и не выполнил ни одного полета. Заявление о взломе и пропаже важнейших документов Митасов подал в полицию. Ему дважды отказывали в возбуждении уголовного дела. Постановления были обжалованы, недавно началась очередная проверка.
Корреспондент "РГ" выехал в Пугачевку. До 2014 года жизнь там кипела. Восторженные фотоотчеты о той поре нетрудно найти в Интернете. Их авторы - спортсмены, которые съезжались со всего мира. Здесь проводили соревнования самого высокого уровня по самолетному, планерному и парашютному спорту. Климатические условия - одни из лучших на планете.
Инфраструктура была прекрасной. Принимали иностранные команды, тут уж не ударишь в грязь лицом. 15 лет назад возвели огромное здание. В нем располагалась гостиница, кинозал и столовая. Была отличная аэровышка - редкость для провинции.
- В главном здании находились классы, в которых проводили занятия по подготовке парашютистов, - рассказал начальник парашютного звена Сергей Евтух. - Работа велась серьезная. Имелась мастерская и склады, было очень много парашютов. Куда все это делось - загадка.
Трудно поверить в то, что еще несколько лет назад в Пугачевке проводили чемпионаты мира. Впечатление такое, будто идешь по Припяти - городу, экстренно покинутому после катастрофы на ЧАЭС. В котельных срезаны трубы, котлы увезены неизвестно куда. Спилена парашютная вышка. Возможно, ее сдали на металлолом.
Об этом не узнать, бухгалтерия-то пропала. О водонапорной башне напоминает только фундамент. Около десятка спецгрузовиков на базе автомобилей ЗИЛ и ГАЗ для обслуживания летной техники ржавеют под открытым небом. Осталось только два самолета - старенькие "Вильги", не выработавшие ресурс.
На полосе стоит еще АН-2, но он опечатан. Следствие проверяет информацию о том, что в 2016 году его использовали для парашютных прыжков. Желающие платили за острые ощущения, но куда делась выручка - вопрос. В ДОСААФ также говорят, что АН-2 не имел действующего летного сертификата годности. Если так, то летать на нем было нельзя.
- Несколько лет назад были приобретены два самолета "Динамик", - рассказал Евгений Митасов. - Мы нашли их в ангаре со следами аварий. У одного поврежден винт. Но это нигде не отражено. Неужели аварии скрыли? Мы подозреваем, кто это сделал, и уже подали заявление в правоохранительные органы.
Лишь после обращения в полицию удалось найти два планера Ventus-2e и DUO Discus XLT. Их отправили за рубеж на соревнования, и они пропали. В конце августа клуб заявил о хищении, после чего планеры обнаружили в давно закрытом аэропорту Орел-Южный. В отличие от аппаратов виновных найти не могут. Как и тех, кто украл формуляры.
Удручающее впечатление производит гостиница. Клуб накопил долги за коммунальные ресурсы. По словам оставшихся работников, около трех лет назад система отопления была разморожена. Ее срезали и вывезли куда-то, возможно, с оборудованием котельных. С тех пор здание ветшает. Его закрыли, находиться внутри страшно.
Стены кое-где покрылись трещинами. Внутри - разруха, сырость, плесень. Впору снимать постапокалиптическое кино, декорации не нужны. Здание можно спасти, нашлись бы деньги. Разграблена аэровышка - даже стекла побиты снаружи, а они высоко, камень не добросишь. О былом величии напоминает ореховый паркет в актовом зале - он вздулся от сырости.
Исчез клубный музей. Ценным экспонатом считался летный костюм Сергея Анохина, чье имя носит клуб. Этот прославленный человек первым в стране получил удостоверение летчика-испытателя. В лучшие годы в клубе трудилось около 30 человек. Сейчас втрое меньше, остались энтузиасты.
- У меня есть аэрофирма, и я не пришел бы сюда, если бы не попросили наши ветераны, - признается Евгений Митасов, сам выпускник аэроклуба. - Финансирование ЦПАК вынужденно и временно идет за счет этой фирмы, потому что по судам приходится снимать аресты со счетов клуба и возвращать имущество.
Митасов говорит, что у правоохранителей внезапно возник интерес к его фирме, хотя ее и раньше регулярно проверяли, - надзор в этой сфере очень строг. Под подозрение попал формуляр на один из "кукурузников", якобы заполненный с нарушениями. Повод пустяковый, но подпадает под УК. Если работа фирмы будет парализована, без средств останется и аэроклуб. Для него это смерти подобно.
Необходимо спасти то немногое, что осталось. Об этом говорили ветераны аэроклуба, с которыми встретился корреспондент "РГ". Они боятся, что ЦПАК погибнет, если не привлечь к его проблемам широкое общественное внимание. Слишком много интриг и вопросов. Да и в своих заявлениях ДОСААФ приводит факты, которые смело можно назвать вопиющими.
В ближайшее время им дадут правовую оценку. Митасов же попросил "РГ" об одном - напишите о нас, чтобы нам не мешали возрождать клуб. Клуб сможет зарабатывать, денег хватит на развитие. Потребуется года два-три. Однако надо еще побороться за то, чтобы они были у клуба, эти годы.
- Сергей Анохин говорил, что каждый летчик обязан покачаться в люльке, подразумевая под ней планер, - сказал на прощание Евгений Митасов. - Если научился летать без мотора - станешь отличным пилотом. Анохин был прав. Занятия в аэроклубе многим открыли путь в авиацию. Это достояние страны, которое нельзя потерять.
Юрий Малютин, ветеран орловского аэроклуба, неоднократный чемпион и рекордсмен Советского Союза:
- Аэродром в Пугачевке давно привлекает деловые круги. Рядом с ним расположено месторождение железной руды под названием "Орловское". По данным официального атласа Орловской области, только разведанные запасы превышают 4,5 миллиарда тонн. Хватит на сотни лет разработки. В конце 2000-х годов были зафиксированы и отбиты попытки определенных кругов скупить за копейки земли возле этого и других месторождений, в нашей области их четыре. Землю под аэродромом тогда удалось отстоять. Нельзя исключать, что попытка может повториться. Достаточно подвести клуб под банкротство - и богатую железной рудой землю "приберут к рукам".