31.10.2017 19:22
    Поделиться

    Создатели "Тора" передали суть комиксовой природы как удовольствия

    Завладев троном, Локи (Том Хиддлстон) устанавливает в Асгарде культ собственной личности. Перед дворцом теперь стоит его исполинская статуя, в его честь слагают оды и играют куртуазные спектакли. В целом, мир скандинавских богов, кажется, переживает едва ли не "золотой век", однако это впечатление обманчиво. Ему угрожают сразу две опасности.

    Во-первых, из небытия материализовался огненный демон Суртур, некогда побежденный Одином (Энтони Хопкинс). Благодаря Огненным камням - некому подобию ядерного оружия -  Суртур вот-вот устроит Асгарду (равно как и остальным девяти мирам скандинавской мифологии) Рагнарек, то бишь конец света. Во-вторых, на трон вдруг находится еще одна претендентка -старшая дочь Одина Хела (Кейт Бланшетт), от которой тот вроде бы избавился много тысячелетий назад. Хела своенравна, жестока и скора на расправу.

    Неудивительно, что перед лицом такого врага  объединяются два брата-антагониста: Локи и громовержец Тор (Крис Хемсворт). Правда, ни к чему хорошему это не приводит: сначала Хела с позором изгоняет обоих из Асгарда в Мидгард (мир людей). Но и там они задерживаются недолго. В результате цепи событий, непосредственным участником которой становится доктор Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч), скандинавские боги оказываются на планете, где власть захватил некто Великий Мастер (Джеф Голдблюм) - экстравагантный мужчина, который превратил подведомственную ему территорию в микс борделя с цирковой ареной.

    Первая часть "Тора" вышла в прокат  в 2011 году и превратилась в одну из визитных карточек студии Marvel, которая с каждым годом множит количество комиксовых супергероев на большом экране. Множит, правда, с переменным успехом - если во времена первой и второй части "Тора" (вышедшей в прокат в 2013-м), даже интеллектуалы были настроены к аттракционам Marvel вполне благожелательно, то чем дальше, тем  больше к главному производителю блокбастеров наших дней копилось претензий. Их список возглавлял такой пункт- Marvel в каждом блокбастере о новом супергерое использует одну и ту же сюжетную схему, наполняя ее визуальным эффектами и начисто забывая о сюжетной логике. Худшие блокбастеры Marvel (как, например, "Человек-муравей" или те же "Мстители") -это невыносимая сборная солнянка, мегаломанская и красочная похвала глупости, сколь внешне красивая, столь и неуклюжая.

    Такой исход, впрочем, вполне ожидаем - сложно ожидать от дорогой франшизы, которая за десять лет приросла двумя десятками фильмов, прорыва в каждом новом произведении. Впрочем, с высоты этих лет видно, что среди пантеона супергероев у Marvel есть свои любимчики, на производство фильмов о которых студия бросает лучшие силы.  Сейчас таких супергероев, кажется, два: это Железный человек, с которого когда-то все и началось, и Тор. Причем про Тора это стало понятно именно после третьей части, которая выходит в прокат. Потому что это не просто удачный, а по-настоящему очаровательный блокбастер - явно сделанный с душой.

    По правде, говоря, блокбастеров тут даже два - в Marvel мыслят настолько масштабно, что в рамки одного фильма умудряются запихнуть два параллельных и сильно отличающихся друг от друга сюжета. В центре первого сюжета - Асгард, захваченный Хелой, эффектной дивой в черном латексном костюме, заставляющим вспомнить БДСМ-практики. Эти ассоциации намеренные - сатанинская жестокость, с которой Хела начинает наводить порядок в Асгарде, явно выдает в ней садистское начало бывалой госпожи. Смелая для детского фильма эстетика - заигрывание с более взрослой и насмотренной аудиторией. Эта аудитория, конечно, увидит в коллизии с захватом Асгарда и гомерически смешной контрапункт, и отсылку к модной в 70-х годах в мировом кинематографе теме связи сексуальных одиозных режимов с сексуальными перверсиями. Что ж, вполне логично, что одним из источников вдохновения для фильма  с названием "Рагнарек" послужила "Гибель богов" Лукино Висконти.

    Второй блокбастер внутри "Тора" - это приключения героев Хемсворта и Хиддлстона в забытом богами мире Великого мастера. Здесь эстетика фильма меняется до неузнаваемости - вместо величественной и строгой архитектуры Асгарда зритель видит планету, превращенную в огромную свалку. Посреди этой свалки возвышается огромная арена, на которой идут кровавые гладиаторские бои с участием местной достопримечательности - зеленого монстра Халка. Захваченному в плен Тору предстоит сразиться со своим коллегой по команде Мстителей. То, что эта часть проникнута духом плутовского романа, ожидаемо - в конце концов, во многом благодаря персонажу Локи этот жанр в средневековой европейской литературе и появился. Но вот выбранная авторами эстетика боевика категории "Б" на первых порах вызывает изумление пополам с восхищением - где еще сегодня в фильме стоимостью 200 миллионов долларов увидишь проникнутое нежным юмором признание в любви "Побегу из Нью-Йорка" и другой голливудской трэш-классике. Это уже чистая ода к радости, ничем не замутненное киноманское счастье. Да, в сюжете тут опять черт ногу сломит, но кому нужен стройный сюжет, когда перед тобой зрелище одновременно небанальное, смешное и эффектное?

    Создателям третьего "Тора" лучше всего удалось передать суть комиксовой природы как удовольствия сразу на нескольких уровнях: не забывая постоянно развлекать зрителя яркими спецэффектам и смешными гэгами, им в то же время есть что сказать и более взыскательной публике. Да, "Тор: Рагнарек" - это прежде всего яркая и динамичная карусель. Но в отличии от многих других каруселей, от нее не начинает тошнить даже спустя два часа после того, как ты на нее водрузился.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться