04.10.2017 21:55

Российские ученые научились превращать в домашних диких животных

60 лет назад в новосибирском Академгородке начали одомашнивать лисиц. Эксперимент называют уникальным во всем мире, а автору идеи, академику Дмитрию Беляеву, недавно установили памятник - конечно же, с дружелюбной лисичкой. С животными, которых пусть и в крошечной степени, но все-таки создала наука, повстречался корреспондент "РГ".

...При приближении человека здесь начинается настоящий галдеж: лисы, все как одна, начинают шуметь, привлекать к себе внимание, стучат лапами по прикрепленным к клеткам металлическим мискам. Они только что поели и вовсе не просят лишний кусок - просто сильно хотят на руки.

Стоит открыть клетку, и пушной зверь бросается в объятия, хотя видит вас впервые. А ведь предки этих лисиц еще несколько десятилетий назад и не думали приближаться к человеку. Характер потомства кардинально изменился в результате кропотливой работы новосибирских ученых из Института цитологии и генетики (ИЦИГ) СО РАН, единственного места в мире, где можно увидеть сотни одомашненных лис.

Здесь говорят, что животное почти любого вида можно сделать ручным: белку, удава, да хоть воробья. Но здесь четко различают понятия ручное и домашнее животное, ведь одомашнить - значит изменить сам генотип в ряду многих поколений. Лисы приветливо фырчат при виде человека, и это не дрессировка - они с рождения видят в человеке друга.

- Сейчас в питомнике порядка семисот особей, большая часть из них одомашнена, для чего проводился отбор в течение уже почти шестидесяти поколений, - рассказала "РГ" старший научный сотрудник ИЦИГ СО РАН Анастасия Харламова. - Часть животных, напротив, отбирается по признаку агрессивной реакции. В этой "партии" и молодняк стремится отпугнуть зловещими звуками даже тех, кто их кормит, - они жмутся в угол клетки и вовсе не выглядят милыми и пушистыми.

При этом все животные живут в одинаковых условиях, единственное, что влияет на их поведение и привычки, - это генотип. Отчасти такой механизм работает и с человеком: специалисты институтской зверофермы приводят в пример жестокость викингов, через десятки поколений "перевоспитавшихся" в одно из самых цивилизованных обществ планеты.

Эксперимент с лисицами, который в придирчивой The New York Times назвали "возможно, самым выдающимся по выведению животных из когда-либо проводившихся", удивляет заграничных коллег сибирских генетиков. По словам Анастасии Харламовой, даже специалисты, долгое время работающие с животными, называют полученные результаты невероятными. На академика Беляева здесь почти что молятся и считают провидцем: ведь он начал это дело, когда многие возможности генетики еще не были известны.

За время исследований выяснилось, что чем мягче характер особи, тем светлее шерсть

Отсюда, из сибирского питомника, лисицы разъезжаются по всему миру, ведь приобрести животное здесь может каждый желающий, а за границей такая экзотика пользуется огромным спросом.

- Это сумеречные животные, но, как оказалось, они способны подстраиваться под образ жизни человека, - отмечает генетик. - Один немец, купивший у нас лисенка, регулярно делится с нами опытом "воспитания" животного. Уже подросшая лиса живет у него прямо дома, хотя это и не рекомендуется. Она путешествует, гуляет вместе с хозяевами и уже понимает, что людям нужно спать ночью. Она сама приучилась спать синхронно с хозяевами и до пяти-шести часов утра не беспокоит людей. Зато с восходом солнца покоя не жди.

Как с ними жить

Одомашненного лисенка можно приобрести, обойдется он в пятьдесят тысяч рублей. Однако содержать лису в доме ученые не рекомендуют - несмотря на то что зверек будет всем лисьим сердцем обожать человека, пока что он не так привязан к дому и хозяину, как собака. Может и убежать, а уж устроить в квартире бардак - это запросто. Идеальные условия - в вольере у частного дома, там животное будет чувствовать себя превосходно.

Кормят лис в питомнике обычной смесью, которую используют в звероводческих хозяйствах: мясо, кости, немного субпродуктов, экструдированная пшеница, иногда добавляют яйца. Болезни - все как у собак, так что и прививки поставить, и вылечить лисицу сможет любой ветеринар.

История и перспективы

В 1957 году сто самок и тридцать самцов лис были отобраны на одной из эстонских звероферм. Вскоре научная база вместе с животными "переехала" в Новосибирск, где было образовано СО РАН. Цель ученых - выявить глубинные генетические механизмы изменчивости при одомашнивании, на которое указывал еще Чарлз Дарвин.

Нынешние генетики продолжают дело уже на новом уровне, используя инструменты и возможности молекулярной генетики, которые сложно было даже представить себе в начале эксперимента. В частности, идет поиск конкретных генов, отвечающих за поведение по отношению к человеку. Сейчас идет разработка локуса генов на двенадцатой хромосоме лис - именно там, по мнению ученых, сосредоточены основные "агенты влияния" на агрессивное или же ручное поведение.

Белые и пушистые

После того как были достигнуты стабильные положительные результаты на лисах, потребовалось доказать справедливость методики на других видах. Сначала в питомнике появились норвежские крысы, а около 25 лет назад и американские норки. Как и лис, их делят на три группы: с ручным поведением, явно агрессивных к человеку и неселекционированных.

- Есть удивительные результаты "размаха" изменчивости генотипа у норок, - отмечает доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник ИЦИГ СО РАН Олег Трапезов. - За время эксперимента выяснилось, что чем мягче характер особи, тем светлее шерсть. У некоторых зверьков появляются светлые пятна, а какие-то и вовсе рождаются с белоснежным мехом. В том числе появился и такой окрас, которого вовсе не было в предшествующей эволюционной истории американских норок. При этом волосяной покров у ручных животных не столь жесткий, "ватный", кошачий. У тех же, что отбираются по признаку агрессивности, мех жесткий и интенсивно темный, пигментация даже усиливается. Это ответ на изменение гормональной структуры, который оправдывает поговорку "белый и пушистый".