03.10.2017 17:12
    Поделиться

    Базаревич: В России есть реальные проблемы с хорошими баскетболистами

    Две недели прошло после баскетбольного Евробаскета, на котором наша сборная показала лучший результат за последние шесть лет. Россияне стали на этом турнире четвертыми. Логично, что наш разговор с главным тренером сборной Сергеем Базаревичем, заглянувшим на днях в редакцию "РГ", начался именно с чемпионата Европы.

    Мычание и притчи

    Если подводить итоги Евробаскета, какое место на баскетбольной карте Европы занимает сборная России?

    Сергей Базаревич: Ничего не изменилось. Чемпионат подтвердил мою теорию. Есть группа команд, Испания, Сербия, Франция, Литва, которые являются фаворитами вне зависимости от того, кто из игроков приедет к ним в команду. А есть другие сборные. Их выступление сильно зависит от того, кто приедет, насколько удачно сложится подготовка, какие соперники будут в группе, как команда использует свои шансы. Вот мы относимся к этому эшелону.

    Для вас этот Евробаскет стал первым у руля сборной. Сильно эта работа отличается от того, с чем сталкивались в клубе?

    Сергей Базаревич: Разница существенная. В клубе ты можешь экспериментировать, выяснять возможности игроков по ходу сезона. Есть варианты что-то поправить: плохо начать - хорошо закончить. А в сборную нужно уже приходить с четким представлением о том, что ты будешь делать.

    Вас критиковали некоторые, например, не так с командой говорите во время тайм-аутов…

    Сергей Базаревич: Кто вообще, знает, о чем я говорю? Я могу, например, мычать. По большому счету, если игроки будут знать, о чем я мычу или на пальцах показываю, этого достаточно. Иногда я специально сижу и ничего не говорю. Есть предматчевый спич - к нему готовишься, пытаешься что-то донести не только в плане техническом, но и эмоциональном. А во время игры следуешь своим инстинктам, интуицией, или опытом, или всем вместе. Нужно найти баланс. С одним можно так разговаривать, с другим иначе, а с группой еще как-то. Надо понять, кто что услышит, и сколько вообще слышат игроки.

    А игроки вообще управляемы во время игры? Вот реальная ситуация на Евробаскете - вы объясняете, как надо в зону войти, сыграть "двоечку" и бросить. Парни, вроде, кивают, а потом выходят и разыгрывают не ту комбинацию, которую вы только что нарисовали...

    Сергей Базаревич: Игроки не всегда ищут легкие пути. Изначально в схеме "тренер-игрок" заложен конфликт. Потому что игрок достаточно высокого уровня - он чего-то добился, плюс ему платят большие деньги. Он себя ощущает величиной. И тут пришел тренер, какой бы то ни был, и говорит: иди туда, делай то, делай это. А у человека свои мысли об этом всем: почему я должен его слушать? Этот конфликт всегда есть. Я был таким же. Мне надо было объяснить. Если мне объяснят, я мог принять это. Со мной можно было договориться. Есть и те, с кем практически невозможно договориться. Другое дело, что ты можешь нарисовать какое-то взаимодействие, но защита вынудит принять другое решение. Раз основная дверь закрыта, нужно использовать черный ход. Баскетбол сложнее, нежели индивидуальные виды спорта.

    Надо, чтобы все понимали друг друга, действовали в унисон. Поэтому ты им даешь схему, а дальше игроки сами решают эпизоды. Если есть трехочковый свободный, то надо его пробить. Хорошо бы это сделать тому, который может попасть с большей долей вероятности.

    Во время Евробаскета вам не мешали телекамеры, которые снимают во время тайм-аута и выдают все в прямой эфир? Вам, может, надо быстро и доходчиво донести до игроков все, что вы о них думаете, выругаться в конце концов, а тут ребята с камерой лезут…

    Сергей Базаревич: Ну вот в Италии на телевизионных играх всегда прицепляют микрофон, как в НБА. Но, могу сказать, что камеры точно не помогают.

    Швед говорил, что на собраниях вы рассказывали притчи. Можете пример привести? А то он так и не признался, о чем были эти притчи. Сказал только, что про животных.

    Сергей Базаревич: Так и есть на самом деле. Очень часто эти притчи веселят игроков. Мне кажется, что это больше запоминается, чем говорить: "давай, давай". Например, канадские гуси летят в стае на 70 процентов дальше, чем поодиночке. Потому что они летят вместе, помогают тем, кто слабее. Если кто-то ослаб и отстал, то несколько гусей с ним остаются, и летят, пока он не восстановится.

    В ноябре - матчи отбора на чемпионат мира. При этом игры сборных по датам совпадают с матчами в Евролиге. Что делать, если ЦСКА и "Химки", задействованные в этом турнире, не захотят отпускать игроков?

    Сергей Базаревич: В любом случае, всех лучших мы не соберем. Тот же Мозгов будет в это время в Соединенных Штатах. Что касается российских клубов, президент РФБ Андрей Кириленко сейчас ведет с ними переговоры. Ситуация с Евролигой затрагивает у нас две команды. С остальными проблем нет. И если в "Химках" на первых ролях в основном американцы и игроков российской сборной немного, то с ЦСКА - другая история. Вряд ли они захотят отпускать сразу всех сборников, и это может стать проблемой.

    Зря не бастовал в Турции

    В этом году исполняется уже 16 лет вашей тренерской карьере. Когда решили для себя, что станете тренером? На каком витке игровой карьеры?

    Сергей Базаревич: Наверно последние два-три года будучи игроком, задумывался об этом. Хотя мне жена говорила: не надо! Примерял на себе какие-то вещи. У меня было много наставников: в тот момент я часто менял клубы и не по собственной воле. Пытался извлекать из этого пользу, думал, как бы я поступил в той или иной ситуации.

    Какой сезон считаете самым успешным в своей тренерской карьере?

    Сергей Базаревич: Сезон 2011/2012, когда с самарскими "Красными крыльями" удалось выиграть Кубок Вызова ФИБА. Тогда это был очень серьезный по составу турнир: в соперниках первая команда Франции, вторая - Германии… И дело не только в результате. Хорошая команда у нас собралась, с иностранцами оттуда - до сих пор на связи. Знаю, что у них происходит: два человека уже стали тренерами. Майлз в младшей лиге НБА, а Амар Томас - ассистентом в команде в своем университете. Сезон в "Локомотиве-Кубани" тоже запомнился: хоть мы ничего не выиграли, кроме "бронзы" Единой лиги, но играли красиво. А в Еврокубке установили рекорд, одержав 19 побед подряд. Проиграли только, когда у нас оказалось четыре травмированных игрока. И конечно тот сезон с "Динамо", когда мы играли русским составом. Это забыть невозможно.

    Кстати, из Турции был последний клуб, который вы тренировали, "Трабзонспор". И вы жаловались, что обстановка там не очень…

    Сергей Базаревич: Ужасная была ситуация, поэтому сейчас не хочу дергаться в поисках нового клуба. Хотя несмотря ни на что тренеры, специалисты, которые в Турции работают, говорили, что я проделал хорошую работу.

    В чем заключалась ситуация, если не секрет?

    Сергей Базаревич: В том, что обещали мне одно, а на деле все выходило по-другому. Деньги игрокам платили только после забастовок.

    И вы бастовали?

    Сергей Базаревич: Я был на стороне команды, но сам не бастовал. Сейчас думаю, что зря не бастовал. Были проблемы с подписанием игроков: по сути, не хватило одного человека, чтобы попасть в плей-офф. Другая трудность заключалась в том, что мы поздно собрали команду, поэтому у нас предсезонка началась уже по ходу сезона фактически. Я ввязался в не очень удачную вещь. Хотя сулили мне другое. На каком-то этапе мне даже нравилась наша игра, хотя частенько приходилось обходиться без разыгрывающего. Но все равно опыт хороший.  Тем более, чемпионат Турции, я считаю, сильнейший в Европе.

    Сильнее испанского?

    Сергей Базаревич: Да.

    Обоснуйте.

    Сергей Базаревич: Смотрите: в последнем сезоне в Евролиге играли четыре турецкие команды, а испанских - всего три.

    Это единственный критерий?

    Сергей Базаревич: Нет.

    В Испании приличный уровень вроде. А за турецким чемпионатом у нас нет возможности наблюдать?

    Сергей Базаревич: А за испанским - есть?
     
    Кое-где показывают….

    Сергей Базаревич: А я за этот сезон столько игр посмотрел…

    Приглашение в сборную стало для вас реальным вызовом? Долго думали?

    Сергей Базаревич: Так получалось, что я все время был к этому как бы близок. Так что, когда поступило предложение, долго не думал.

    Совмещение работы в клубе и в сборной пошло вам на пользу?

    Сергей Базаревич: Однозначно, сто процентов. Но как сейчас будет, не знаю.

    Шведу надо быть звездой

    Если вы не возражаете, отмотаем время немного назад. Мама у вас баскетболистка, отец - фехтовальщик. Как выбрали баскетбольную стезю?

    Сергей Базаревич: Мама сейчас эту историю активно рассказывает. В манеже мне маленькому вроде как давали на выбор гарды, мяч. Я взял мяч. А фехтованием немного все равно занимался. Говорили, кстати, что делаю успехи.

    Вы в курсе, что вам принадлежит первый результативный трехочковый бросок на территории нашей страны. Это официально.

    Сергей Базаревич: Нет.

    Это произошло в 1984 году, вам 19 лет было. После Олимпиады трехочковый бросок едва был введен в баскетбольный обиход, и вы первый им воспользовались у нас...

    Сергей Базаревич: Помню, что мы выиграли юниорский чемпионат Европы в 1984 году. Но это было еще до Олимпийских игр. И трехочковой дуги там не было.

    Еще одна веха в вашей карьере: вы первый россиянин, сыгравший в НБА. Этот опыт много вам дал в плане баскетбольного кругозора?

    Сергей Базаревич: Провел там всего десять матчей. Но это многое дало мне в плане опыта и связей. По факту, я могу теперь в любой клуб НБА приехать и везде найду знакомых. Вот и сейчас у меня на руках приглашения от нескольких клубов.

    Что за приглашения?

    Сергей Базаревич: Не тренировать, конечно. Назовем это стажировкой.

    Обстановка в НБА стала для вас потрясением? После полупустых залов в нашей стране…

    Сергей Базаревич: Потрясла не сама игра, а все, что вокруг. Ну и конечно весь этот сервис: чартеры, кресла комфортные, еда везде. Все это было очень круто. Я кстати, еще в 1991 году мог в Штаты уехать. Играл в "Хьюстоне" в Летней лиге. И хорошо играл. Уже потом узнал, что меня хотели подписать. Но у меня тогда не было агента, а английский язык я не знал.

    Почему россияне так не востребованы в НБА?

    Сергей Базаревич: Почему не востребованы? Кириленко сделал там блестящую карьеру. Есть опять же Мозгов - чемпион НБА.

    Перечислить все подобные примеры хватит пальцев одной руки…

    Сергей Базаревич: Во-первых, у нас не так много кандидатов в сборную. Мы выбираем не из ста человек. А в НБА надо уезжать игроком уровня не ниже сборной. У нас реальные проблемы с хорошими баскетболистами. И дело тут даже не в НБА…

    Ваше отношение к решению Шведа, который мог сделать карьеру за океаном, но предпочел вернуться в Россию?

    Сергей Базаревич: В НБА очень важно попасть в нужную ситуацию. Особенно, если ты не суперзвезда, коих там считанное количество. Подходящий тренер, конкуренты на твоей позиции, идет ли в твоей команде перестройка. И еще у них идет постоянная ротация игроков. Там же каждый год через драфт в лигу поступает огромное количество новых талантов. Вернемся к Шведу. Ему предлагали ведь новый контракт, но не на выдающихся условиях. Есть теория, что Леше следовало согласиться на небольшие деньги: в следующем году там был жуткий скачок зарплат и Швед имел все шансы подписать уже очень приличный контракт. Но тут еще вот какая история. Алексей - такой человек, что ему надо быть лидером. Он добился определенного статуса, и на меньшее ему было сложно согласиться. По тем деньгам, что ему предлагали, было ясно: роль звезды он не получит. Кому-то достаточно быть просто ролевым игроком в чемпионской команде. А кому-то для самореализации нужно что-то большее. И это даже не вопрос денег.

    Никто не хочет облажаться

    Вы сказали про проблему с баскетболистами. Главная проблема подготовки резерва в чем заключается?

    Сергей Базаревич: Все, начиная с детей, играют на результат. Играют переростками. Они играют за счет силы, а не за счет техники и ума. Это самая большая проблема детского спорта вообще и баскетбола в частности. Тренеры добиваются результата самым легким способом. А потом на выходе никаких игроков нет. Плюс на человеческие качества все это не очень хорошо, мне кажется, влияет. В чем-то я понимаю этих тренеров, поскольку сам был на их месте. Ты не хочешь, грубо говоря, облажаться. Потому что это твоя репутация, твоя карьера. И если ты упал, то на тебе крест ставят. Проигрывает же всегда тренер, а выигрывают игроки.

    Мы правильно понимаем, что вы хотите курировать систему сборных и у вас уже есть представление, как вы это будете делать.

    Сергей Базаревич: У меня есть представление. А вот как это делать - этим надо заняться.

    Что вообще значит курировать?

    Сергей Базаревич: Если всех устраивает концепция, по которой моя команда играет, то, мне кажется, что и другие сборные должны какие-то похожие вещи делать. И тогда тем игрокам, которые, может, дойдут до первой сборной - им полегче будет. Можно критиковать, можно не соглашаться - кто лучше, кто хуже. Но я думаю, что мы достаточно современно работаем. И хотелось бы чтобы резервные сборные работали в том же ключе. Я не говорю, что они работают несовременно, но хотя бы как-то они в перспективе знали, что будет. У меня есть какое-то видение баскетбола. В баскетболе можно выигрывать по-разному. Я много ездил, смотрел. И нашел свою систему, выработал ее, создал. Результат она, как мне кажется, дает. Но, конечно, я стараюсь смотреть что-то новое, адаптироваться к ситуации и игрокам.

    Есть у нас игроки, которые через два-три года могли бы в национальной сборной составить вторую волну? Видите таких?

    Сергей Базаревич: У Сергея Карасева отличный возраст, у Миши и Димы Кулагиных тоже.

    На дальнюю перспективу видите кого-то?

    Сергей Базаревич: Я не говорю сейчас о дальней перспективе. У нас с "большими" проблема. И с разыгрывающими. Две самых главных позиции. Но это очень долгая история. Не только у нас, но и в Европе нет разыгрывающих местных.

    Почему?

    Сергей Базаревич: Потому что разыгрывающий не может раскрыться быстро. Все клубы переполнены иностранцами, и молодому игроку без авторитета и зачастую с неидеальным английским трудно направлять и командовать более взрослыми и опытными партнерами. Знаю это по себе. Я пришел в ЦСКА, где было девять сборников. И я ими не мог командовать, хоть на английском, хоть на русском. У тебя нет авторитета. Ты там что-то делаешь сам по себе, а они еще и недовольны. Молодому игроку, особенно разыгрывающему, надо давать простор для креатива, а, значит, и для ошибок. Когда над тобой довлеет результат, делать это очень сложно. Но без креатива нет разыгрывающего.

    Вы, помнится, вовремя перешли в "Динамо" и там раскрылись?

    Сергей Базаревич: Да. Но я ушел от благ и я чокнутый был. Мне надо было раньше уходить оттуда. Тот ЦСКА - это модель того, что сейчас происходит. Тогда были сборники, сейчас иностранцы. И в ЦСКА невозможно было местному заиграть. Я закончил школу армейскую, но я как местный сидел и сидел там. А тем, кто приходил, давали играть. Иначе, зачем привезли, зачем квартиру дали? Значит, надо как-то оправдываться. Мне нравится, что в Испании постоянно, дают своим шансы. И разыгрывающим в том числе. В "Реале" Дончичу дали играть, Вивесу в "Валенсии". Раньше - Газолю-старшему и Наварро в "Барселоне".

    Василий Карасев нам рассказывал, что в команду мастеров приходят люди, которые не умеют элементарных вещей. Техники никакой у них нет. Где корень зла? Совсем в детстве?
    Сергей Базаревич: Да, в детстве. Из-за того, что они все играют слишком много и при этом нацелены на результат. Они не работают, базы у них нет. Все начинают во взаимодействии играть, а я считаю, что этого вообще не надо делать до 15 лет. Надо игру научиться понимать и вообще без заслонов играть. Помню, Каширова спросил: что с передачей? Он отвечает: уже поздно учить технику. Я удивился: как поздно? Ему было 17 лет.
     
    И все же, из тех игроков, которых не было на Евробаскете видите кого-то, кто мог бы в будущем усилить сборную?

    Сергей Базаревич: Мы проводили открытый лагерь. Мне, кажется, что у Ивана Ухова из пермской "Пармы" есть потенциал для того, чтобы в сборной играть. Их немного, но есть ребята, не буду называть поименно, которые могли бы в будущем стать для сборной хорошими игроками.

    Досье "РГ"

    Базаревич Сергей Валерианович

    Родился 16 марта 1965 года в Москве. Воспитанник ЦСКА, в котором и начинал карьеру игрока. Выступал на позиции разыгрывающего защитника. Также в России выступал за московское "Динамо" и "Санкт-Петербург Лайонз". Затем играл в Турции, Греции и Италии. Стал первым российским баскетболистом, игравшим в Национальной баскетбольной ассоциации. За клуб "Атланта Хоукс" провел десять матчей. Достижения игрока - трехкратный чемпион СССР, двукратный чемпион России, двукратный серебряный призер чемпионатов мира, серебряный призер чемпионата Европы, чемпион Универсиады. С 2001 года на тренерской работе. Возглавлял московское "Динамо", "Красные Крылья", "Локомотив-Кубань", молодежную сборную России (игроки до 20 лет), итальянский "Канту", турецкий "Трабзонспор". С января 2016 года - главный тренер мужской сборной России. Как тренер выиграл с "Красными Крыльями" (Самара) Кубок вызова ФИБА сезона 2011/12. C "Локомотивом-Кубанью" установил рекорд по количеству побед подряд в еврокубках - 19.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться