12.09.2017 22:20

Ученые нашли маркеры продолжительности жизни

Хотите быстро и просто узнать, сколько вам осталось пребывать на Земле? Достаточно открыть Интернет, ответить на пару десятков незамысловатых вопросов, и вы узнаете свое будущее. Правда, придется еще раскошелиться на несколько сотен рублей.

В подавляющем числе случаев такие опросники, конечно, обыкновенное шарлатанство. Но вопрос о продолжительности жизни не дает покоя и настоящей науке. Геронтологи уже давно ищут биомаркеры старения, которые позволяют делать предсказания о здоровье и продолжительности жизни организмов. А в ряде стран, в частности в США и Испании, даже рекламируют такую услугу по анализу генома человека. Нужно сдать кровь, заплатить несколько сотен долларов или евро, и через несколько дней вы с трепетом узнаете свои перспективы. Показателем старения в данном случае являются теломеры - участки хромосом, которые обеспечивают их защиту. С возрастом теломеры укорачиваются, а значит, достаточно измерить их длину, чтобы предсказать оставшийся срок жизни. Однако у этого теста немало противников, которые считают, что он не учитывает много важнейших факторов, влияющих на здоровье, а потому его точность крайне низка.

Словом, серьезные биологи говорят, что пока не найден однозначный ответ, какие именно процессы запускают механизм старения и сколько в итоге должен жить человек. Поэтому внимание многих специалистов привлекло исследование известного биолога Варнеша Тику из немецкого Института Макса Планка, который попытался раскрыть секрет долгожительства круглого червя Caenorhabditis elegans. Он отобрал группу аксакалов, у которой была одна особенность: расположенная внутри ядра клетки структура - так называемое ядрышко было меньше, чем у тех родственников, которые жили не долго. В итоге исследований оказалось, что по размеру ядрышка можно с очень высокой вероятностью правильно предсказывать, сколько будет жить тот или иной червь.

Аналогичная связь была выявлена во фруктовых мухах и мышах. Но самое интересное, что нечто подобное ученые наблюдали и у людей. Уже первые эксперименты на тех шестидесятилетних, кто раньше не вел здоровый образ жизни, а затем начал соблюдать диету и обратился к спорту, выявлена удивительная картина - ядрышки начинали уменьшаться.

В ядре наших клеток есть структура для управления процессом старения

Но значит ли это, что врачи уже получили надежный инструмент, открыли в клетке своего рода "кукушку", которая назовет оставшиеся года? Ученые осторожны, считают, что надо провести еще немало дополнительных исследований, надеются более точно выявить факторы, которые увеличивают срок жизни и улучшают здоровье.