01.09.2017 09:00
    Поделиться

    На Бородинском поле приготовились к очередному сражению

    Каждый год Виктор Макашов "умирает" на Бородинском поле. Сегодня он - офицер штаба Российской армии. А было время, когда он служил в гвардии Наполеона и таскал тяжеленную пушку по полю и переводил при штабе русских, так как был неисправимым франкофоном. Постепенно Макашов "перебежал" к "нашим" - из французского артиллериста превратился в полковника при штабе Российской армии.

    А все начиналось с того, что на работе познакомился с членом исторического клуба "Редут", который и предложил увлекающемуся военной историей экономисту Виктору Васильевичу вступить в ряды реконструкторов. "Пришел, посмотрел и остался на 27 лет", - говорит Макашов. Реконструкцией "заболел" и его сын, который буквально вырос на поле.

    Но не так тяжело таскать пушку, как бороться с капризами природы. "Однажды проснулись перед сражением, а волосы примерзли к траве - ночью ударил мороз, а один раз проснулся от того, что плаваю на своем надувном матрасе в палатке - ливень шел жуткий", - вспоминает о тяготах реконструкторской жизни Виктор Васильевич. Бывал его полк и на торжествах, посвященных войне 1812 года, в Париже, там реконструкторы встречались с внуком Деникина. Тот шутил: "Никогда не думал, что снова увижу русскую армию во Франции".

    Четко прописанный сценарий, кропотливая работа всех участников в течение года, генеральная репетиция за день до сражения - все это обеспечивает полное погружение в эпоху. А в этом году на поле еще и разобьют интерактивный лагерь: там можно будет посмотреть, как жили русские и французские части - что пили, что ели, как одевались, как отливали пули, в лагере будет работать кузница, а хирург будет проводить операции.

    Средний возраст реконструкторов - 30-40 лет. Если вступили в клуб, то это на всю жизнь. Можно служить не только в российской или наполеоновской армии, но и параллельно увлекаться Средневековьем или эпохой стрельцов.

    Но нельзя прийти в клуб и сказать: "Я хочу быть Раевским, назначьте меня". Нужно пройти испытательный срок в течение года. Если кандидат сумел хорошо себя зарекомендовать, его принимают в ряды реконструкторов рядовым. Главное качество, которое ценится в клубе, почти боевое - быть уживчивым товарищем. Обязательный этап - изучение повседневного быта и военных традиций нижних чинов. Чтобы стать офицером, нужно собрать вокруг себя не менее 15 человек и быть избранным на должность командира. Дослужитесь ли вы до офицера, решает руководитель клуба.

    Вся форма аутентичная, шьется вручную, поэтому стоит дорого. Форма рядового 1812 года стоит 35-50 тысяч. Среди реконструкторов люди разных профессий - депутаты, советники министров, бизнесмены, рабочие, художники, историки.

    На что может рассчитывать женщина в военно-историческом клубе, спрашиваю я у президента Международной военно-исторической ассоциации Александра Вальковича. "Женщина может встать в строй и переносить тяготы нелегкой солдатской жизни наравне с мужчинами, - говорит он. - У нас есть несколько девушек, которые служат в московском гренадерском полку. Кто-то из них музыканты, кто-то - рядовые. Есть французские маркитантки, а есть полковые дамы, которые обеспечивают быт своих мужей на биваке". Кстати, Наполеон всегда один - американец Марк Шнайдер, равно как и Кутузов - Павел Тимофеев из Великого Новгорода. Необыкновенно похожий на своего прославленного героя и участвующий в реконструкциях по всей Европе.

    Навигатор

    205-я годовщина Бородинского сражения

    В этом году в реконструкции участвуют более 1500 человек из военно-исторических клубов России, Белоруссии, Франции, Германии, Чехии, Бельгии, Англии.

    2 и 3 сентября будут воспроизведены эпизоды арьергардного боя, который вел генерал от инфантерии Петр Коновницын, и первого штурма Шевардинского редута. На поле будут 15 орудий и 160 всадников. Ожидается, что зрителей соберется немало - около 60 тысяч человек. Сразятся гусарские, драгунские полки, изюмцы, старая гвардия Александра I и гвардия Наполеона. Из-за болезни не приедут Кутузов (Павел Тимофеев) и Наполеон (Марк Шнайдер), но будут генералы обеих армий - собирательные образы, в которых каждый зритель видит своего любимого героя 1812 года - Барклая, Багратиона или кого-то еще.

    Вход на все мероприятия свободный.

    Кстати

    История вопроса

    Первым реконструктором у нас был Николай I. На десятилетии Бородинского сражения на поле вышли почти 200 тысяч наших воинов. В XX веке о реконструкции забыли. В Европе же традиция реконструкции никогда не прерывалась: там увлекались эпохой Первой мировой и войной 1812 года. У нас о Первой мировой старались не вспоминать, а о Гражданской тем более. Расцвет пришелся на 1980-е: стали интересоваться Наполеоновской войной, шить форму: полуподпольно в Историческом музее брать исторические мундиры и тщательно их изучать - ткань, цвет, стяжок, пуговицы. Постепенно формировались умельцы по пошиву формы и группы людей, которые могли выйти на поле и сделать хорошую реконструкцию. Реконструкторы обращались в Министерство обороны - оно обеспечивало воинов водой, полевой кухней, палатками, Алабинская дивизия давала коней, специально обученных не бояться грома пушечных залпов. Сейчас российские клубы в отличие от европейских живут на чистом энтузиазме их членов. На Западе муниципалитеты городов Италии, Франции, Германии финансово всегда поддерживают мероприятие. А в Великобритании легко находятся богатые спонсоры, которые оплачивают реконструкторам дорогу, форму, чтобы полк Ее Величества показал себя во всей красе. У нас же все расходы ложатся на плечи самих реконструкторов.

    Полотно панорамы "Бородинская битва" художника Франца Рубо. Поле не любит самостийности. Каждый участник знает устав и команды. Поэтому новичков даже в массовку не возьмут.

    Поделиться