08.08.2017 15:00
    Поделиться

    "Транснефть" внедряет только энерго-сберегающие и окупаемые решения

    Как "Транснефти" удается снижать потребление электроэнергии на миллиард рублей в год? Способствует ли этому использование альтернативных источников энергии? Почему компания постепенно отказывается от импортного оборудования и инвестирует средства в развитие производства в России? Какие выгоды получает компания от заключения специальных инвестиционных контрактов? На эти и другие вопросы "РГ" отвечает вице-президент компании "Транснефть" Павел Ревель-Муроз.

    Миллиардные сбережения

    Павел Александрович, по сравнению со странами ЕС стоимость электричества для промышленных потребителей в России вполне приемлемая. Так есть ли смысл компании вкладывать немалые средства в мероприятия по энергосбережению, закупать энергоэффективное оборудование?

    Павел Ревель-Муроз: "Транснефть" - очень крупный потребитель электричества, ежегодно компания потребляет около 14,5 миллиарда кВт/ч - это чуть более одного процента от всей расходуемой в России электроэнергии. Стоит отметить, что трубопроводная система РФ продолжает расти, а значит, увеличивается и потребность в электроэнергии. Поэтому чем эффективнее ее использовать, тем лучше будет экономика всей компании.

    Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности реализуется в "Транснефти" с 2008 года, она постоянно совершенствуется. За это время потребление электроэнергии сократилось примерно на 18 процентов. Это показательная цифра и в физическом, и в стоимостном выражении. В 2015 и 2016 годах компания ежегодно экономила более чем по 1 миллиарду рублей, или около 1,8 процента. В этом году мы также планируем сэкономить около одного процента электроэнергии.

    Насколько эти цифры соответствуют мировым трендам? Как обстоят дела у "Транснефти" в области энергоэффективности и энергосбережения в сравнении с зарубежными компаниями отрасли?

    Павел Ревель-Муроз: Удельное потребление электроэнергии на перекачку у "Транснефти" - одно из самых низких среди мировых трубопроводных компаний. Это оценка международного аудитора KPMG.

    Какие технические и организационные решения позволили добиться этих впечатляющих результатов?

    Павел Ревель-Муроз: В 2015 году 67 процентов от всей сэкономленной электроэнергии удалось сберечь благодаря оптимизации технологического процесса. Были определены оптимальные режимы перекачки нефти, какие насосы при этом использовать, когда их запускать... Для этого в "НИИ Транснефть" было разработано так называемое автоматизированное рабочее место технолога, которое рассчитывает условия для оптимальной перекачки нефти и нефтепродуктов при минимальной потребляемой электроэнергии. Такая система уже работает в компании "Транснефть - Верхняя Волга", сейчас она внедряется и в других дочерних обществах.

    Сейчас компания поставила перед собой задачу перехода на более современное энергосберегающее оборудование, что требует серьезных финансовых затрат. Так, предстоит заменить 669 электродвигателей на модели с более высоким КПД. Все мероприятия по энергосбережению утверждены, мы находимся в стадии их реализации.

    Какое именно оборудование подлежит замене и какие работы в этой области намечены на этот год?

    Павел Ревель-Муроз: Ежегодно "Транснефть" инвестирует средства в обновление более 1 тысячи километров магистральных трубопроводов. Для механизмов, срок эксплуатации которых подходит к концу, разработана комплексная программа до 2021 года, где прописано, где, что и когда будет меняться из запорной арматуры, электродвигателей и другого оборудования на линейной части и технологических трубопроводах. Если говорить о планах на текущий год, то нам необходимо обновить 98 насосов и 79 электродвигателей.

    Сейчас компания строит исключительно энергоэффективные нефтеперекачивающие станции. В чем их отличия от ранее возведенных НПС?

    Павел Ревель-Муроз: Во-первых, оборудование энергоэффективных станций использует минимальное количество энергии, необходимое для их функционирования. На новых НПС установлено современное насосное оборудование и электродвигатели. Во-вторых, сами здания и сооружения строятся так, чтобы сохранять тепло. Такую модель разработал "НИИ Транснефть", и теперь технические решения института применяются при строительстве новых станций.

    Одна из них - НПС "Заполярье" - работает в суровых условиях Арктики, где даже в мае ночью температура может опускаться до минус 20 градусов. При ее возведении применялись конструкции, теплоизоляционный материал, оборудование, которые позволили максимально сократить потребление энергии.

    Энергия солнца и ветра

    На некоторых объектах компании стали появляться солнечные батареи и ветрогенераторы. Почему "Транснефть" обратила внимание на возобновляемую энергетику?

    Павел Ревель-Муроз: Дело в том, что трубопроводная система компании разветвленная, отдельные объекты находятся в глухих или отдаленных от магистральной энергетической инфраструктуры местах, и возникает проблема обеспечения их энергией. Тянуть туда линии электропередачи дорого. Поэтому было принято решение использовать некоторые варианты установок альтернативной энергетики, чтобы оценить, насколько это будет выгоднее.

    Выделили два направления - солнечная энергетика и ветровая. Специалисты "НИИ Транснефть" определили зоны с максимальной солнечной радиацией. Их выводы свидетельствуют о том, что солнечные панели целесообразнее устанавливать в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке, где много солнечных дней в году. В свою очередь, ветроэнергетика эффективна лишь при скорости ветра 4-5 метров в секунду и выше, поэтому использовать ветрогенераторы, по мнению специалистов, логичнее в том же Краснодарском крае, а также Калмыкии и Самарской области.

    Однако техническое решение должно быть не только энергоэффективным, но и окупаемым. Поэтому прежде чем приступить к строительству, мы проводим всесторонний анализ. Если расчеты показывают, что затраты будут окуплены в течение 5-7 лет, внедрение новшества получает одобрение. Хотел бы подчеркнуть, что данным принципом мы руководствуемся не только в области альтернативной энергетики.

    И каковы результаты внедрения ветрогенераторов и солнечных панелей?

    Павел Ревель-Муроз: Первые солнечные панели мощностью 3 кВт были установлены в августе 2015 года на крыше пункта контроля и управления (ПКУ) нефтепровода Крымск - Краснодар. Их задача - обеспечивать энергией оборудование связи. Эксперимент показал, что устройство работает, хотя система резервного питания была наготове. На линейной производственно-диспетчерской станции "Ярославль" установлены семь ветрогенераторов. На перевалочном комплексе (ПК) "Шесхарис" в Новороссийске смонтированы солнечные гелиоколлекторы, которые нагревают воду в помещении.

    Еще два проекта в области солнечной энергетики сейчас в работе. На зданиях челябинского завода "Русские электрические двигатели" (РЭД) и центральной базы производственного обеспечения компании "Транснефть - Приволга" в Самаре будут поставлены солнечные панели мощностью по 250 кВт, которые обеспечат освещение помещений. Кроме того, к августу подобное оборудование должно появиться на крыше ПК "Шесхарис". Расчеты показали, что эти проекты экономически оправданы.

    Ставка на отечественную продукцию

    На реализацию программы импортозамещения до 2020 года "Транснефть" планирует освоить около 18 миллиардов рублей. На какие цели пойдут эти средства?

    Павел Ревель-Муроз: В прошлом и позапрошлом годах капвложения шли в основном на строительство челябинского завода "Транснефть Нефтяные Насосы", в создание которого компания вложила около 4,9 миллиарда рублей. Разработанные по собственной технологии агрегаты уже поставляются на трубопроводы компании.

    Сейчас в Челябинске возводится еще один завод - "Русские электрические двигатели", его стоимость около 10 миллиардов рублей. Планируется, что он будет введен в строй в конце года. Еще примерно 1 миллиард рублей будет потрачен на налаживание производства противотурбулентных присадок в особой экономической зоне "Алабуга" в Татарстане. Присадки будут в полтора раза дешевле импортных. Первую партию продукции планируется получить уже в конце 2018-го, мощность предприятия - 3 тысячи тонн присадок в год. Половина будет востребована "Транснефтью", остальное мы намерены реализовать другим компаниям сырьевого сектора.

    Чем эффективнее "Транснефть" будет использовать электроэнергию, тем стабильнее будет экономика всей компании

    Я назвал лишь основные капиталоемкие проекты. Всего же программа импортозамещения предусматривает выпуск 26 видов оборудования, производство которых необходимо наладить в России. За два года организовали выпуск 21 вида, остальные должны появиться до 2020 года.

    Какие преимущества даст компании специальный инвестиционный контракт (СПИК) по развитию Тюменского ремонтно-механического завода?

    Павел Ревель-Муроз: Трехсторонний контракт, который подписан Тюменской областью, Минпромторгом РФ и компанией "Транснефть - Сибирь", предполагает значительные налоговые льготы.

    В течение десяти лет с новых мощностей предприятия не будет взиматься налог на имущество. Кроме того, запланировано сокращение срока амортизации выпускаемой продукции в два раза. Это крайне важно для дочерних предприятий "Транснефти", которые будут применять и эксплуатировать продукцию РМЗ - это оборудование для эксплуатации и ремонта магистральных трубопроводов, станций очистки сточных вод, приспособления для ремонтных работ в болотистой местности и т.д.

    Основное строительство сварочно-сборочного цеха РМЗ будет вестись в 2018 году, в 2019-м закончится пуско-наладка оборудования. Проект обойдется в 2,9 миллиарда рублей. В итоге в Тюмени появится завод такого же уровня, как и "Транснефть Нефтяные Насосы" в Челябинске.

    Насколько конкурентоспособна по цене и качеству выпускаемая "Транснефтью" продукция в сравнении с зарубежной?

    Павел Ревель-Муроз: У нас есть все возможности, чтобы конкурировать. С нашей себестоимостью мы можем спокойно выходить на внешний рынок. Такие планы уже обсуждались с итальянскими партнерами по заводу "Транснефть Нефтяные Насосы". И хотя в ближайшие два года предприятие будет производить оборудование для внутренних потребностей "Транснефти", мы уже прорабатываем стратегию дальнейшего развития и планируем расширение линейки насосов для внешнего рынка. Планируем выйти на рынок и с продукцией других заводов.

    Поделиться