11.07.2017 20:45
    Поделиться

    В Татарстане 300 семей отказались покидать аварийные дома

    Люди опасаются, что окажутся на улице. Покупать новое жилье в рассрочку по программе социальной ипотеки они не готовы. А другого варианта, по их словам, местные власти им не предоставили.

    Почти все - собственники жилья. Причем полноправными хозяевами квадратных метров они стали не в результате приватизации муниципальной недвижимости. На покупку квартир на "вторичке" многие потратили все сбережения. Одни, как пенсионерка Раиса Гилязитдинова и супруги Малютины и Сапуновы, чтобы было где преклонить голову в старости. Некоторые до сих пор платят кредит, взятый на ремонт. Другие - чтобы хоть как-то обеспечить будущее детей.

    Миляуша Терскова, мать троих детей, приобрела жилье на материнский капитал. Понимая, что выделенных государством денег хватало разве что на комнату в общежитии или коммуналку, молодая женщина влезла в долги. Хотелось, чтобы у одного из детей была пусть маленькая, но своя изолированная квартира.

    Все они в один голос утверждают, что покупали полноценное жилье и даже наводили о нем справки в соответствующих органах. К примеру, в БТИ. Каким образом оно в одночасье состарилось на много лет, до сих пор загадка.

    - Я тоже живу в двухэтажном доме, но о том, что он разваливается, узнала случайно, - говорит общественный защитник интересов собственников аварийного жилья Инна Гринева. - В 2014 году узнала случайно, что в один день, 31 декабря 2011 года, в Зеленодольске признали аварийными сразу 300 домов, в том числе и наш. Как такое возможно, если здания не обследовались? По закону к процедуре признания домов непригодными к проживанию привлекаются не только эксперты, но и собственники жилья. В нашем случае ничего этого не было. Выходит, решение чиновники приняли, не покидая кабинетов? Заподозрив неладное, мы обратились в суд.

    Вслед за жильцами дома на улице Карла Маркса, 34, туда же направили иски и другие "аварийщики". В итоге список зеленодольских аварийных домов похудел на сорок с лишним зданий. Но потом дело застопорилось. Другим не повезло. Дома, в том числе и тот, где проживает Раиса Гилязитдинова, были изъяты путем выкупа для муниципальных нужд, а хозяева квартир, отказавшиеся добровольно участвовать в программе переселения, лишены права собственности на жилье. Неровен час, к ним в дверь постучатся приставы и попросят освободить жилплощадь.

    Но стоило ли доводить ситуацию до крайности? Не проще ли было сразу согласиться на переезд? Люди говорят: "Нет". Потому что возможности получить бесплатно квартиры, равноценные аварийным по метражу, их лишили.

    Люди опасаются, что окажутся на улице. Покупать новое жилье по программе социальной ипотеки они не готовы

    - Фактически мы с сыном-инвалидом, паралимпийцем, уже бомжи, - говорит Гузель Карпова.- По решению суда недвижимости у нас больше нет. Всех заставляют приобретать квартиры по программе социальной ипотеки. Но для меня, вдовы, человека с одной почкой, это не по силам. Пособие по уходу за ребенком-инвалидом 5500 рублей в месяц. У 15-летнего сына - пенсия плюс тысяча рублей, пособие по потере кормильца. Общий доход 17 тысяч в месяц. Какая нам ипотека?

    Тем не менее в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ уверяют, что выбор у собственников аварийных домов есть. Они могут забрать деньги, перечисленные им за выкуп непригодных для жилья метров, либо воспользоваться мерами дополнительной поддержки. Например, приобрести квартиру у Государственного жилищного фонда (ГЖФ) при президенте РТ "в рамках программы социальной ипотеки по цене ниже рыночной, с индивидуальным подходом по рассрочке платежа, сниженным кредитным процентом".

    При этом подчеркивается, что "данное приобретение является добровольным". Для тех, кто не в состоянии платить кредит, есть послабление - соципотека с отложенным платежом на год. И, наконец, третий вариант - жилье на условиях найма, платежи за которое "составляют 21 процент и более от совокупного дохода семьи".

    - Наем? Это же на квартиру к чужому дяде! - возмущается пенсионерка Раиса Гилязитдинова. - Я горбом зарабатывала на жилье, а теперь даже детям ничего не смогу оставить. Какая ипотека в 65 лет? Мне даже кредит в банке на погашение судебных издержек не выдали. Хотя есть у нас такие, кто и в 74 года, и даже в 80 с лишним лет подписали соглашение. Что случись, долги будут погашать дети. Это разве справедливо? Почему в других регионах России квартиры жителям аварийных домов дают бесплатно, а у нас - нет?

    А о том, чтобы приобрести жилье на выкупные деньги, по ее словам, и вовсе не может быть речи. Вырученной суммы на нормальную квартиру не хватит. Выкупная-то цена в Татарстане - всего 11 тысяч 22 рубля за квадратный метр.

    Как пояснил исполнительный директор ГЖФ при президенте РТ Талгат Абдуллин, шанс получить бесплатно новые квартиры у аварийщиков есть. Просто не везде. Там, где земля и жилье стоят дорого, как, например, в Казани, возможны варианты. Муниципалитет может приобрести квартиры у ГЖФ по приемлемой цене, а потом предоставить их людям. Но в таких небольших городах, как Чистополь или, скажем, Зеленодольск, на это просто нет средств.

    - Не знаю, как идет переселение граждан из аварийного жилья в других регионах России, а у нас такая программа, - говорит замруководителя исполкома Зеленодольского муниципального района Ольга Матвеева. - В федеральном законе вообще говорится, что, после того как мы с гражданами заключили договор выкупа и перечислили им за аварийное жилье деньги, отношения прекращаются. Здесь уже республика вместе с ГЖФ пошли навстречу жильцам и предлагают социальную ипотеку. Условия, конечно, тяжелые. Но граждане не обязаны брать ипотеку, если не тянут. Пусть соглашаются на наем.

    По ее словам, несколько семей в Зеленодольске так и сделали. Но освобождать аварийное жилье придется всем, в том числе и тем, кто отказывается участвовать в программе.

    Поделиться