11.07.2017 00:51
    Поделиться

    Когда в Москве запустят новые трамваи и электробусы

    На Лесной улице началась подготовка к возвращению трамвая на площадь Тверской заставы. Его сняли оттуда больше 40 лет назад. Выросло уже не одно поколение москвичей, привыкших к тому, что трамвая просто нет. А потому желание властей снова проложить здесь рельсы встречено неоднозначно. Горожане опасаются: на площади Белорусского вокзала у транспорта и без того хватает проблем. А если появится еще и трамвай, не встанут ли все в пробках? Да и шум от него наверняка нарушит покой жителей близлежащих домов. С таких вопросов и началась "Горячая линия" в "РГ" с гендиректором "Мосгортранса" Евгением Михайловым.

    Евгений Федорович, на Лесной с тревогой ждут прихода трамвая - уж очень близко рельсы к домам расположены...

    Евгений Михайлов: Трамвай там есть и сейчас. Люди боятся, что после продления этой линии до Белорусского вокзала движение будет более интенсивным. Я уверен, что жителям это не создаст проблем. Пересекать Тверскую трамвай будет в существующей фазе светофора. Значит, никаких новых простоев транспорта ждать не нужно. Такое решение принято в результате обсуждения и с ГИБДД, и с жителями близлежащих районов, и с департаментом транспорта. Наоборот, станет даже удобнее. С Белорусского вокзала можно будет попасть наземным транспортом и на Шоссе Энтузиастов, и на площадь трех вокзалов, и к Рижскому вокзалу - для этого восстановим линию на Трифоновской.

    А шума будет меньше. Современные технологии укладки трамвайного полотна позволяют значительно снизить уровень звука от проходящего мимо трамвая, а новые вагоны, которые мы закупаем, настолько тихие, что думаем даже оборудовать их специальными звуковыми сигналами, так как на фоне шума города часто не слышно, что сзади приближается трамвай.

    Там пустят новые "Витязи"?

    Евгений Михайлов: Да. Их Москва уже получила свыше 60. Еще 40 трамваев получим до конца этого года и по 100 вагонов - в 2018 и 2019-м. Столько же планируем покупать ежегодно и дальше. Активно реконструируем трамвайные депо под новую технику, приспосабливаем их к обслуживанию новых трамваев. В ближайшие шесть-восемь лет планируем обновить все вагоны. По Москве должны ходить только новые трамваи.

    Трамваям в последние годы в Москве действительно дали "зеленый свет", а вот троллейбусов на улицах все меньше. Вместо них все больше автобусов....

    Евгений Михайлов: Могу сказать, что жалоб от пассажиров на замену троллейбусов на автобусы нет. Люди видят, что вместо старого троллейбуса приходит новый автобус. К тому же при любом ДТП, обрыве проводов, да и просто в потоке автобус более маневренен. Проблема в том, что в России нет нормального производства троллейбусов. Те, что выпускаются, очень плохо сделаны, из некачественных деталей, по устаревшим технологиям. Покупать за границей тоже не выход - стоимость троллейбуса начинается от 400 тысяч евро или около 35-40 миллионов рублей. При таком раскладе городу гораздо дешевле закупать электробусы. По сути это тот же самый троллейбус, только едет без контактной сети. У него и в паспорте написано "электротранспорт", "троллейбус с автономным ходом", да и водить его будет водитель с открытой категорией "Т" - троллейбус.

    Где будут собирать эти электробусы?

    Евгений Михайлов: Мы ставим обязательное условие - локализация производства на территории России. Ведем переговоры, раздали заинтересованным компаниям техзадание. Думаю, до конца года объявим тендер на закупку 300 электробусов с поставкой до 2020 года.

    И сколько стоит электробус?

    Евгений Михайлов: Пока производители оценивают свои машины в 22-23 миллиона рублей. Будем покупать электробусы по контракту жизненного цикла на 15 лет. Это уже другая цена. Какая именно - ясно будет к осени, когда закончим формировать конкурсную документацию. Для сравнения: троллейбус стоит порядка 15 миллионов рублей, но у электробуса совершенно другая эксплуатационная стоимость, т.е. стоимость ремонта, техобслуживания.

    И когда увидим новый вид транспорта на маршрутах, а не только на испытаниях?

    Евгений Михайлов: Рассчитываем, что следующим летом или осенью они выйдут на маршруты.

    Известно на какие?

    Евгений Михайлов: Запустим где-то в центре, возможно, на Садовом кольце. Не хотим покупать электробусы под конкретные маршруты, нужна универсальная машина под нашу маршрутную сеть. Да и не обязательно делать маршрут целиком электробусным. Ничто не помешает ставить их вперемежку с автобусами.

    В общем, мы стояли перед дилеммой: вкладываться в троллейбусы в том несовершенном виде, в каком они существуют, или идти в тренде вместе со всем миром - во многих городах и странах уже готовы переходить на промышленную эксплуатацию электробусов. Мы выбрали мировой путь. Будем максимально задействовать всю электротранспортный инфраструктуру: у нас есть 190 тяговых подстанций, огромное количество кабелей. Ничто не мешает нам поставить на конечных троллейбусных станциях или по пути следования электробусов зарядные устройства. Вряд ли москвичи будут против, если на улицах столицы появится электробус с автобусной компоновкой - маневренный, тихий, экологичный.

    Еще один вопрос от читательницы "РГ" Екатерины в продолжение темы. "В начале июня во время урагана рухнула остановка, из-за этого погиб человек. Есть хотя бы предварительные выводы, почему это произошло?"

    Евгений Михайлов: Идет следствие. Работаем с правоохранительными органами, которые расследуют трагедию. Павильон был в удовлетворительном техническом состоянии. Фатальное, ужасное стечение обстоятельств. Двенадцать баллов по шкале Бофорта - экстремальный уровень ветра. Остановку прямо выдернуло из асфальта. Кроме нее, в Москве еще девять тысяч павильонов, и все остальные уцелели.

    Сколько времени она простояла?

    Евгений Михайлов: Десять лет. Срок службы, гарантированный производителем. Далее планировалась замена павильона.

    Следующий звонок, от Татьяны: Заметно, что транспорт в Москве становится лучше, новые автобусы очень красивые, трамваи. Но с расписанием беда. Ждешь полчаса, или один за другим идут автобусы и трамваи под одним номером.

    Евгений Михайлов: 90-95 % несоблюдения расписания связано с заторами. К сожалению, общественный транспорт не летает. С конечной станции автобусы выходят через определенные интервалы, но из-за пробок происходят сбои в движении - один тормозит, за ним - другие... И все равно за последние 3-4 года расписание стало нарушаться значительно реже. Если ранее не выполнялось вовремя 11% рейсов в течение дня, то сейчас - 6%.

    Что вы делаете, чтобы транспорт ходил еще регулярнее?

    Евгений Михайлов: Например, в центре, после окончания работ в рамках программы "Моя улица" проблема с пробками решится - появятся выделенные полосы. Заработают они в конце лета на всех вылетных магистралях. Значит, там автобусы и троллейбусы стоять не будут. Появилась выделенка на Воздвиженке - теперь есть возможность без пробок по прямой ехать с Нового Арбата на Лубянку, где у нас большой транспортный хаб. На севере и востоке Москвы тестируем систему приоритетного проезда трамвая: при приближении к перекрестку ему продлевается фаза зеленого на светофоре, либо включается короткая фаза для того, чтобы трамвай проехал. Еще одна задача, которую мы поставили перед собой - перейти на тактовое расписание, когда транспорт ходит с определенным интервалом, например, раз в восемь минут. Это требует серьезной работы всех транспортных служб в городе: Центра организации дорожного движения - на нем отладка работы светофоров, дорожников - за ними разметка, ГИБДД. Мы определили 250 маршрутов, где введение подобного расписания возможно. Это все трамвайные маршруты и ряд автобусных. Например, в этом году начнем тестировать тактовое расписание на автобусном маршруте №605.

    Недавно запустили специальную систему оповещения водителей наземного общественного транспорта, которая получила название "Интервал". Теперь у водителя на мониторе высвечивается примерное время в минутах до автобуса либо трамвая или троллейбуса его же маршрута, идущих позади и впереди него. Он видит, что, к примеру, до впереди идущего у него осталось 2 минуты езды, а тем, кто сзади, ехать до него минут 15. Он начинает снижать скорость, чтобы оказаться посередине и соблюсти интервал.

    А табло на остановках почему врут? Сообщает, к примеру, что до автобуса осталось 5 минут, 5 минут проходит - пишет, что осталось 10 минут...

    Евгений Михайлов: В 95-97% случаев табло работают корректно. Но есть два фактора. Во-первых, данные о движении транспортных средств информационные табло получают через сотовую сеть. В автобусе стоит обычная сим-карта, значит, могут возникать помехи. Второй фактор - система делает прогноз, исходя из того, что на некий участок для проезда автобусу потребуется определенное время. Но мы не всегда можем спрогнозировать ситуацию на дорогах - пробки, аварии. Поэтому и появляются подобные "ошибки" - информация о прибытии корректируется в реальном времени с учетом возникающих обстоятельств. Движение всего нашего транспорта можно также отследить в интернете. Скачайте приложение "Мосгортранс" или Яндекс.Транспорт и сможете увидеть, где в текущий момент находится ваш автобус, трамвай или троллейбус. В нашем приложении есть полезная функция - "Будильник", который заблаговременно подскажет о прибытии нужного транспорта на вашу остановку, чтобы можно было прийти вовремя.

    После окончания работ в рамках программы "Моя улица" проблема с пробками для автобусов решится - для них появятся выделенные полосы

    Вот как раз поступил на эту тему вопрос от Виктора. "У меня произошла авария на трамвайных путях. Трамвай простоял около часа, и я получил судебное решение о штрафе за это почти на 10 тысяч. За что? В трамвае сидели двое..."

    Евгений Михайлов: Именно в этом трамвае может и было только два пассажира, в следующем еще два, парализован оказался весь маршрут длиной 20 км. И получается, что в вагонах трамваев могли находиться тысячи людей! Есть методика расчета нанесенного в таких случаях ущерба, но я считаю, что суды эти суммы занижают. Считаю, что штрафы в подобных случаях занижать нельзя. Можете представить, какой штраф вам бы пришел, если бы все пассажиры, потерявшие по вашей вине время в трамваях, обратились с исками за моральный ущерб?

    Где покупать билеты на наземный транспорт? Автоматов мало, а искать терминалы сторонних банков - часто некогда... - спрашивает Алексей.

    Евгений Михайлов: В городе тысячи терминалов и москвичи ими пользуются. Чтобы было проще их найти, на остановки наклеим картинки- ориентиры, где ближайшие точки пополнения. В вузах будем ставить билетные автоматы, там, где есть заинтересованность ректората.

    С 1 июня вступил в силу запрет на работу водителям с иностранными правами. Московский общественный транспорт не встанет из-за этого?

    Евгений Михайлов: Не переживайте, все работает штатно. У нас было 23 % иностранных водителей три года назад, а сейчас ‒ всего 10%. Почти все получили российские права, кроме 200. Они 1 июня на работу не вышли.

    Вы нашли им замену?

    Евгений Михайлов: Сейчас идет приток водителей к нам, около 600 человек учатся в нашем учебном комбинате. Причем растет доля москвичей - с начала года прибавилось 500 человек. В целом же больше половины из 16 тысяч водителей - жители Москвы и Подмосковья. Средняя зарплата сегодня- 65 тысяч рублей, верхняя планка - порядка 80. Но дефицит кадров еще есть, конечно.

    Вы обещали учить и мотоциклистов. Открыли автошколу?

    Евгений Михайлов: Да, работает с 22 мая, там учатся около 50 человек.

    Чем она отличается от обычных коммерческих? И зачем она вам вообще нужна?

    Евгений Михайлов: Наша школа оборудована по максимуму. Есть хороший мототрек, новые мотоциклы, все инструкторы ‒ высшей категории. Открыли мы ее потому что в Москве пик интереса к мотоциклам. Главное, чтобы мотоциклисты были законопослушными и соблюдали правила дорожного движения. Большая часть из них также заинтересованы в этом, поэтому в городе большой спрос на качественное обучение. Реагируя на него, мы и открыли школу обучения мотоциклистов. И хотя школа платная, больших денег она нам не принесет и на экономику "Мосгортранса" существенно не повлияет. Для нас главное - безопасность всех участников дорожного движения.

    "Мосгортранс" в основном живет на бюджетные деньги?

    Евгений Михайлов: Как и общественный транспорт во всем мире. Тем не менее из года в год мы стремимся зарабатывать больше. В первом квартале этого года у нас неплохой прирост доходов от пассажиров, которые полностью оплачивают свой проезд ‒ около 400 миллионов рублей или на 4,5 % больше, чем за этот же период год назад. Есть и небилетные доходы, от рекламы, например. Экономию дала и оптимизация управленческого персонала. Словом, делаем все для того, чтобы стать эффективной городской компанией.

    Визитная карточка

    Евгений Михайлов, 43 года. Возглавляет "Мосгортранс" с октября 2013 г. Окончил Государственную академию нефти и газа имени И.М. Губкина в Москве. С 1990 по 2011 год работал на руководящих должностях в предприятиях и ведомствах государственного и негосударственного сектора экономики. С сентября 2011 года - советник заммэра Москвы в по вопросам экономической политики. С февраля 2012 года - первый замруководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "Российской газеты"

    Поделиться