21.06.2017 19:50
Поделиться

Товарооборот между Россией и Украиной вырос за год

Две трети стран Евросоюза возобновили прерванное после санкций сотрудничество по торговле и инвестициям с Россией на межправительственном уровне, рассказал заместитель министра экономического развития Алексей Груздев в интервью "Российской газете". По его словам, в ближайшее время возможно начало неформального диалога с Еврокомиссией.

Груздев также сообщил, какое решение принято по реформе торговых представительств, и объяснил, почему торговля Украины с Россией растет быстрее, чем с Евросоюзом.

Алексей Владимирович, последние три года торговля с Украиной падала, а теперь, как ни странно, товарооборот растет. С чем это связано?

Алексей Груздев: По тем позициям, где нет санкционных ограничений, поставки действительно растут. Это не странно, это как раз подтверждение, что помимо политики, чьих-то амбиций, есть экономика, исторически сложившиеся связи двух стран.

Это то, о чем мы говорили, когда речь шла об ассоциации Украины и ЕС. Эксперты тогда предупреждали, что она не компенсирует Украине нарушение связей с Россией. По первому кварталу мы видим, что рост товарооборота Украины с Россией значительно выше, чем с ЕС. Правда, это если сравнивать с аналогичным периодом 2016 года, а вот по отношению к последнему докризисному году, 2013-му, торговля России и Украины упала более чем на 70 процентов. И это результат влияния политики на экономику.

А вы видите рост серых поставок из Украины, например, через Белоруссию?

Алексей Груздев: Очевидно, что в этой ситуации могут быть задействованы альтернативные каналы. Ведь число доступных рынков, где украинская продукция может быть конкурентоспособной, ограничено, а с Россией сохраняются годами сложившиеся связи.

Торговое представительство на Украине работает или оно в замороженном состоянии?

Алексей Груздев: Не в замороженном состоянии, сотрудники получают задачи, они настроены на взаимодействие, им по мандату положено поддерживать контакты с органами государственной власти страны пребывания. Другое дело, что у них не получается вести работу в нормальном режиме, как это было до всех событий.

30 процентов - на столько увеличился товарооборот между Россией и Украиной в январе-апреле этого года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года

Им не отвечают на запросы?

Алексей Груздев: Редко, но отвечают. Тем не менее мы не рассматриваем возможность закрытия торгового представительства в Киеве.

Почему вы так долго выжидали и только в мае подали иск во Всемирную торговую организацию против украинских санкций?

Алексей Груздев: Мы всегда стремимся сначала урегулировать проблему через механизм консультаций в рамках ВТО, не вынося это на площадку органа по разрешению споров. Во многих случаях диалог получается достаточно конструктивным, но наши неоднократные попытки призвать Украину к этому диалогу не увенчались успехом. Была уже пройдена критическая черта, когда мы вынуждены инициировать разбирательство. Украинская сторона уже подтвердила готовность к началу консультаций в рамках этого спора.

Когда они могут состояться?

Алексей Груздев: В самое ближайшее время. Точные даты согласовываем по линии постпредств в Женеве.

Какие тенденции вы сейчас видите в сотрудничестве со странами ЕС? Можно ли говорить, что постепенно оно выходит на досанкционный уровень?

Алексей Груздев: Экономический диалог с официальным Брюсселем остается замороженным, но это не мешает двусторонним контактам с европейскими странами. Сотрудничество на межправительственном уровне возобновлено с двумя третями стран - участниц Евросоюза.

Европейский бизнес устал от санкций, понимая,что теряет очень многое

Кто остался в числе самых упорных?

Алексей Груздев: Страны Прибалтики, Великобритания, Нидерланды, Польша. По Швеции пошли определенные подвижки, не исключено, что в течение года может состояться заседание межправительственной комиссии.

В качестве позитивных примеров могу привести Германию, с которой уже намечено провести в Берлине 25 июля заседание двусторонней стратегической рабочей группы. Большинство входящих в нее подразделений возобновили свой диалог, мы видим большой интерес со стороны немецкого делового сообщества, регулярно проводим встречи с его представителями.

Недавно в министерстве провели встречу с послами стран Евросоюза в Москве, раньше такие встречи носили регулярный характер. И пришли практически все послы, был откровенный диалог, который показал, что все-таки, несмотря на исключительно политизированную позицию Брюсселя, экономические интересы одерживают верх. Европейский бизнес уже устал от этих ограничений и понимает, что теряет из-за них очень многое. Мы фиксируем и новые проекты, и рост товарооборота в пользу стран Евросоюза, так что, я думаю, постепенно движение будет.

Вы прорабатываете возможные меры на случай отмены санкций?

Алексей Груздев: Очевидно, что определенные ниши, раньше принадлежавшие европейским компаниям, оказались успешно заняты другими игроками, тем не менее я не считаю, что уже надо обсуждать какую-то "дорожную карту" на случай отмены санкций. Задел был очень большой, был реализован механизм партнерства, по каждой стране есть ряд проектов в высокой стадии готовности. Поэтому я не думаю, что при отмене всех ограничений у нас окажется недостаток в торговых и инвестиционных проектах.

Есть ли попытки восстановить сотрудничество с Еврокомиссией?

Алексей Груздев: Мы поддерживаем контакты с представителями официального Брюсселя, включая его представительство в Москве. Есть намеки, что по торгово-экономическим аспектам сотрудничества, которые политически не окрашены, можно возобновлять по крайней мере неформальный диалог. Ближе к концу месяца (22-23 июня. - Прим. ред.) в Брюсселе запланированы консультации по взаимодействию в области науки и технологий. То есть мы не занимаем консервативную позицию, максимально открыты, готовы учитывать озабоченности европейского бизнеса, регулярно обсуждаем его вопросы, предложения.

Экспорт

Торгпредства используют как таран

Алексей Владимирович, минэкономразвития должно было определиться с судьбой торговых представительств. Определились?

Алексей Груздев: Первое, о чем мы договорились, у каждого торгпредства будет свой страновой план действий, составленный при участии всех министерств, имеющих внешнюю повестку, - промышленности и торговли, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, образования и науки, культуры.

Их представители войдут в специально созданную межведомственную рабочую группу, задача которой здесь, "на земле", скоординировать сверхзадачи, приоритетные направления каждого из 56 торговых представительств. В этой координации будут участвовать также эксперты, деловые круги.

Таким образом, с одной стороны, торгпредство будет четко понимать свои задачи, с другой - нам будет проще снимать барьеры на рынке той или иной страны, сопровождать ключевые проекты.

От идеи передать часть торгпредств Российскому экспортному центру, интегрировать их с торговыми домами решено отказаться?

Алексей Груздев: Мы будем осуществлять более плотную координацию торгпредств со структурами РЭЦ как раз в рамках странового плана действий, межведомственной рабочей группы. Сейчас мы отрабатываем, в частности, формирование проектных групп с участием представителей РЭЦ и торгпредств. Торгпредства в рамках этой концепции выступают тараном - обеспечивают прохождение процедур доступа на рынок, снятия ограничений, продвигают пилотные проекты компаний, а дальше массовым тиражированием этого опыта будет уже на коммерческой основе заниматься торговый дом. Сейчас очень важно иметь активную повестку на внешних рынках, причем именно на правительственном уровне, и торгпредства должны здесь играть ключевую роль.