06.06.2017 09:39
    Поделиться

    Почему города на Урале развиваются бессистемно

    Исследования ученых показали: наряду с развитием торговли и услуг Екатеринбургу необходима новая индустриализация, иначе неизбежно замедление темпов роста. О том, что мешает динамичному развитию городов Урала, рассказала завотделом промышленной политики и экономической безопасности регионов Института экономики УрО РАН Виктория Акбердина.

    Муниципальные власти любят оперировать понятием бюджетной обеспеченности на душу населения. Екатеринбург в этом плане проигрывает Москве, Нижний Тагил - Екатеринбургу, Тавда - Тагилу…  Действительно ли этот показатель определяет качество жизни в городе?

    Виктория Акбердина: Необходимо различать уровень жизни и ее качество. Если экономика развита, диверсифицирована - растет зарплата и уровень жизни, соответственно, высок. А вот качество жизни определяется бюджетом развития города: расходами на благоустройство, ЖКХ, культуру, образование, здравоохранение, различные социальные проекты. Недофинансирование этих сфер может привести к деградации человеческого капитала территории. Сегодня в России бюджетная обеспеченность городов напрямую зависит от политики губернаторов, от трансферов из региональной казны. Три четверти налогов с территорий крупных городов изымаются, а возвращают их губернаторы городам в форме дотаций и субвенций по-разному. Поэтому приходится констатировать, что и в бюджетном финансировании городов отсутствует системность, основанная на балансе интересов, а иногда и здравом смысле. Недофинансирование сферы, связанной с качеством жизни, повышает риск потери привлекательности городов для инвесторов и жителей.

    На Урале исторически города возникали вокруг заводов. Начиная с 1990-х годов это превратилось в проблему: если градообразующее предприятие приходит в упадок, город начинает умирать. Есть ли примеры успешной диверсификации экономики моногородов?

    Виктория Акбердина: Моногорода - особая тема. Свердловская область занимает второе место в стране по их числу. Диверсификация экономики в целом идет, но прирастает прежде всего потребительский сектор - торговля и услуги в форме малого бизнеса. И он только частично компенсирует выбытие занятых с заводов.

    Если структура экономики моногорода хоть как-то диверсифицируется, то изменения внутри самой промышленности города происходят не всегда. И основная проблема - многоукладность. Фактически на одном предприятии могут одновременно воспроизводиться и устаревший четвертый, и новейшие уклады. В условиях общности ресурсов это приводит к замедлению темпов каждого из них. Это связано с тем, что на местном уровне решаются две взаимоисключающие задачи - инновационное развитие и сохранение занятости.

    На Урале реализуются разные модели развития моногородов. Самая радикальная - ликвидация градообразующего предприятия. Например, в Волчанске предстоит закрытие компании "Волчанскуголь" и полная реабилитация ландшафта. Предполагается, что там будет создана новая промышленность: производство цемента, стройматериалов, целлюлозно-бумажных изделий.

    Другая крайняя модель - переход градообразующего предприятия на новый уровень инновационного развития. И пример здесь - Каменск-Уральский. Сегодня это город-индустриальный парк. Там развивается традиционное производство - трубное, но на новом технологическом уровне. Но такая модель возможна только в том случае, если у градообразующего предприятия есть рынок, причем экспортный.

    Остальные города Урала развиваются по срединной модели: градообразующее предприятие сохраняется, модернизируется, появляются новые сектора экономики, идет рост малого и среднего бизнеса, потребительского сектора. Это, например, Асбест, Верхняя Тура, Верхняя Салда и другие.

    На ваш взгляд, насколько эффективна государственная поддержка моногородов и перспективно ли создание территорий опережающего развития (ТОР)?

    Виктория Акбердина: У господдержки два направления. Региональные власти финансируют благоустройство (дороги, ремонт жилья), поддерживают малый и средний бизнес, а федеральные программы направлены на развитие хозяйственного комплекса. Так, статус ТОР на Среднем Урале пока получил один моногород - Краснотурьинск. При господдержке Фонда развития моногородов развивается индустриальный парк "Богословский". Здесь получили полмиллиарда рублей и на каждый рубль федеральных средств привлекают шесть - от частного капитала. Причем парк сильно диверсифицирован: есть производство изделий из алюминия и титана, буровых, выпускают удобрения и стиральные порошки. Соответственно появляется и потребность в кадрах различных специальностей и уровней подготовки. Планируется создание более двух тысяч рабочих мест. Это действительно импульс развития моногорода. Нужно тиражировать этот опыт.

    Недофинансирование сферы, связанной с качеством жизни, повышает риск потери привлекательности города для инвесторов и жителей

    Есть позиция: промполитика должна заключаться не в поддержке промышленности, а в создании условий для ее развития, в первую очередь инфраструктуры. Потому что бизнес не пойдет туда, где нет дорог, не проложены сети...

    Виктория Акбердина: Да, позиция правильная. Нельзя ожидать, что прямая господдержка сформирует новую экономику, это должен сделать частный капитал. Роль государства - через финансирование инфраструктурных проектов расставить приоритеты. Но если бы шла речь о новых дорогах и сетях... Мы же зачастую тратим деньги на ремонт старых - латаем дыры. Заметьте: у нас пока мало индустриальных парков в формате гринфилд, в основном браунфилд - на существующих предприятиях.

    Кстати, мы сравнивали регионы УрФО по уровню развития индустриальных парков. Оказалось, это направление развито фактически только в Свердловской области, здесь пять индустриальных и пять технопарков. В Челябинске и Кургане по одному. В Тюменской области сейчас строятся два парка, но впечатление от них неоднозначное: скажем, один из них производит корма и замораживает дикоросы... Проблема развития индустриальных парков, в том числе и на территории моногородов, в том, что нет четкой концепции их развития, нет отраслевой специализации.

    По заказу администрации Екатеринбурга ваш институт недавно провел масштабное исследование - прогноз социально-экономического развития города до 2035 года. Выполнялись ли подобные исследования для других городов УрФО?

    Виктория Акбердина: Нет. Вообще Екатеринбург - один из передовых городов, где разработали стратегию около 20 лет назад, и, даже когда меняется администрация, новое руководство города старается придерживаться выбранной стратегической линии. Сейчас, в том числе опираясь на наш долгосрочный прогноз, идет апгрейд стратегии. Сегодня город стоит перед выбором: сохранить свои уникальные компетенции в индустрии или стать большим торгово-развлекательным центром в сердце индустриального края. Мы спрогнозировали долгосрочный эффект от сегодняшнего выбора и для уровня, и для качества жизни горожан.

    Есть ли общие черты у городов УрФО или каждый идет по своему пути?

    Виктория Акбердина: Наш федеральный округ уникальный, многоаспектный. Здесь есть чисто индустриальный регион - Челябинская область, Свердловская - уже торгово-индустриальная, Курганская - аграрно-индустриальная, Югра, ЯНАО, Тюменская область - сырьевые. В зависимости от особенностей региона развиваются и его города: Челябинск - промышленный город, а вот в Екатеринбурге уже паритет двух ключевых сегментов - торговли и промышленности. У каждого города свой уникальный путь развития. И уникальность самого города - это тоже ресурс развития, серьезный аргумент в борьбе за инвестора.

    На федеральном уровне сейчас активно обсуждается программа развития агломераций. Что это означает? Будущее за такими мегаобразованиями?

    Виктория Акбердина: Институт экономики считает не совсем правильным очерчивать круг агломераций, которые будут получать поддержку и, как пылесос, стягивать ресурсы, в том числе людские. Да, эффективность агломерации будет резко возрастать, но эффективность пространства - падать, потому что произойдет обезлюживание территорий средних и малых городов. Агломерационные процессы идут, их не остановить. Но важно понимать, каков будет их тип. При моноцентричной модели мы потеряем уникальные производства и целые города, а полицентричная позволит их сохранить и усилить позиции.

    Что для этого необходимо?

    Виктория Акбердина: Важно соблюсти баланс интересов. С одной стороны, агломерации являются крупнейшими плательщиками налогов, но получают несопоставимо меньший обратный трансфер, что снижает их бюджетную обеспеченность. С другой стороны, агломерация стягивает на себя людей, снижая возможности развития в средних и малых городах. То есть первое - это баланс интересов территорий. Второе - баланс интересов государства и частного капитала в развитии городов. И третье - баланс самого развития и его последствий, особенно для окружающей среды. Рост агломерации приводит к снижению обеспеченности людей зелеными насаждениями, естественный рост автомобилизации - к повышению загрязненности воздуха.

    Дословно

    Владимир Путин, президент РФ:

    Наша общая задача - найти баланс между объемами полномочий и объемами ресурсов муниципалитетов. Следует наконец закрепить четкую ответственность за каждым уровнем власти и установить долгосрочные правила игры. В том числе нужно уйти от размытых формулировок, конкретизировать понятие и наполнение полномочий, четко развести их между разными типами муниципальных образований. И, хотя порой эта работа по поиску баланса кажется бесконечной, это естественный процесс, потому что жизнь ставит все новые задачи.

    Поделиться