Маршрут длиной 4250 километров стартовал на базе ВВС "Тревис" в штате Калифорния. В какие края оттуда полетел российский "Туполев", в Пентагоне определили в последний момент. "Ничто не ограничивает возможности контроля. Подписанный в Хельсинки 24 марта 1992 года Договор разрешает международным инспекторам фотографировать передвижения войск и кораблей, а также любые объекты армейской и флотской инфраструктуры. Главное требование - чтобы на снимках распознавались основные виды военной техники", - объяснили корреспонденту "РГ" в нашем минобороны.
Для каждой страны - участницы Договора по открытому небу установлена квота на наблюдательные полеты. У России - это 42 рейда в год. По словам начальника национального Центра по уменьшению ядерной опасности РФ Сергея Рыжкова, инспекция в США станет четырнадцатой контрольной миссией, выполненной нашими военными в 2017-м над зарубежными территориями.
В Америку российских контролеров доставил специально оборудованный под такие миссии самолет Ту-154М Лк-1. На его борту установлены камеры, позволяющие в различных режимах фиксировать наземную боевую технику и передвижения войск. Эти видео- и фотоматериалы затем лягут в основу отчета инспекторов. Во время полета на борту "Туполева" будут также находиться представители военного ведомства США. Они проследят, чтобы самолет шел по заранее оговоренному маршруту, не приземлялся вне установленных точек, а для визуальной фиксации армейских и флотских объектов использовалась только прошедшая международную сертификацию аппаратура.
Для такого рода инспекций наши военные многие годы использовали два типа самолетов - Ан-30Б (полеты над европейскими странами) и Ту-154М Лк-1 (видеоконтроль в США и Канаде). Не так давно для замены устаревшего наблюдательного "Туполева" на базе пассажирского лайнера Ту-214 создали специальную версию - Ту-214ОН. Этот борт снабдили уникальной электронной "начинкой" и проинтегрировали в единый комплекс средства управления, получения и обработки информации, бортовую аппаратуру и ряд наземных комплексов. После того как новый самолет-наблюдатель пройдет сертификацию, с его помощью за один рейс можно будет получать четыре вида информации: с цифровых аэрофотоаппаратов, инфракрасной и обычной видеокамер, а также с радиолокатора бокового обзора.