Старт голосования на "Активном гражданине", намеченный на 15 мая, сдвинули на вечер 14-го. "Это было сделано специально, чтобы избежать повышенной нагрузки на сервер в первые часы. К тому же за ночь поисковые системы смогли проиндексировать страницу с голосованием и к утру ее стало проще искать", - рассказал руководитель департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. По его словам, за первые часы "Активный гражданин" зафиксировал 16,2 тысячи проголосовавших. Столь значительное расхождение между числом заходивших на сайт и теми, чей голос зарегистрирован, объясняется необходимостью предоставления довольно широкого комплекта документов. Нужны не только паспортные данные и номер свидетельства о регистрации права собственности на жилье, за судьбу которого человек голосует, но и СНИЛС. Без полного комплекта документов проголосовать невозможно.
Но и зарегистрированные голоса - еще не гарантия того, что они будут учтены в конечном результате. 4 рабочих дня уйдет на проверку данных, указанных проголосовавшим жителем. "При проверке мы используем ту же систему, что проверяет подлинность данных при предоставлении государственных услуг в электронном виде - например, при выплате государственных пособий. Через четыре дня человека в любом случае уведомят, учтен ли его голос и если нет, то по какой причине", - объяснил Ермолаев.
Впрочем, считают эксперты, когда ажиотаж первых дней голосования спадет, москвичи охотнее потянутся голосовать в МФЦ. "Наши сотрудники не только помогают людям заполнить документы, но и сами могут ответить на вопросы, волнующие жителей", - уверена директор ГБУ "МФЦ Москвы" Елена Громова. Ответы на самые частые вопросы по программе реновации легко найти на официальном сайте мэра и правительства Москвы, но, например, пенсионеры наверняка предпочтут получить их не с интернет-страницы, а от живого человека. В первые часы голосования в МФЦ пришло 4 тысячи человек. "И это на 20% больше, чем у нас обычно бывает с утра в понедельник. Мы готовы к тому, что поток и дальше будет только расти", - говорит Громова.
Вопросов по голосованию, признался руководитель комиссии общественной палаты Москвы по ЖКХ, капитальному ремонту и вопросам местного самоуправления Александр Козлов, москвичи задают много. Например, граждан интересует: как будут учитываться голоса, если собственник одновременно проголосовал и на сайте, и в МФЦ. Или если одной квартирой владеют два поколения и молодежь за переезд, а родители - против? "В первом случае будет учтен голос, поданный именно в МФЦ, так как там человек оставляет в заявлении личную подпись. Во втором - если голоса собственников разделились поровну, из голосования эта квартира будет вынуждена выбыть", - отвечает Артем Ермолаев. А вообще, специально для ответов на такие вопросы и контроля за ходом голосования по программе реновации в городе со вчерашнего дня начал работать общественный штаб. Он уже открыл "горячую линию" для жителей столицы. Причем одновременно работают два телефона - по одному могут звонить те, чьи дома включены в программу реновации, но жители не хотят сноса или имеют вопросы по нюансам исполнения программы. Второй номер рассчитан на тех, кто в программу не попал, но очень хотел бы - им объяснят, что нужно для этого сделать. "Горячая линия" работает с 10.00 до 17.00 по будням, без перерыва на обед.
Телефоны "горячей линии":
8 (495) 628-12-16 - для тех, кто хочет войти в программу реновации.
8 (495) 628-18-56 - для тех, кто хочет из нее выйти.