В основе пессимизма инвесторов в отношении золота лежит сразу несколько факторов. Во-первых, выборы во Франции не преподнесли сюрпризов, напряженность вокруг Северной Кореи, даже несмотря на новые запуски ракет, снизилась, а это в свою очередь уменьшило интерес к золоту как к защитному активу.
Во-вторых, протоколы последнего заседания Федеральной резервной системы США показывают, что регуляторы невысоко оценивают риск роста потребительских цен в стране. В США считают для себя желательной инфляцию в два процента (в реальности она пока ниже). Золото же традиционно неплохо растет в период высокой инфляции.
Тем не менее разгорающийся политический кризис в Соединенных Штатах (отставка главы ФБР Джеймса Коми спровоцировала скачок спроса на драгметаллы) может вернуть внимание инвесторов к рынку драгоценных металлов. И не только к золоту.
Как известно, рынок драгоценных металлов представлен четырьмя основными активами - золотом, серебром, платиной и палладием. И если ситуация с золотом и серебром инвесторам более-менее понятна, то динамика цен на платину и палладий выглядит более загадочно. Впрочем, только на первый взгляд.
Последние несколько лет котировки платины стали главным разочарованием рынка драгоценных металлов. С максимумов 2011 года (1800 долларов за тройскую унцию) цены на платину упали за пять лет более чем в два раза - до отметки 800 долларов.
В основе подобного падения лежит скандал вокруг немецкого концерна Volkswagen. В сентябре 2015 года выяснилось, что более 11 миллионов дизельных автомобилей по всему миру были оснащены программным обеспечением, которое во время проведения тестов в десятки раз занижало количество вредных газов. Скандал повлек за собой массовый отзыв автомобилей, падение акций автоконцерна и, как следствие, резкое снижение спроса на платину. Около половины всей платины, в основном добываемой в Южной Африке и России, используется автомобильной промышленностью в дизельных двигателях.
Обратная ситуация сложилась с палладием. Как только начался скандал вокруг Volkswagen, котировки металла сразу взлетели на 30 процентов (с 600 до 800 долларов за унцию). Палладий более широко используется в каталитических нейтрализаторах выхлопных газов бензиновых двигателей, спрос на которые пошел вверх.
Как мы видим, мнение, что рынок драгоценных металлов является однородным, а стоимость платины и палладия не должна принципиальным образом отличаться от цен на золото и серебро, является ошибочным. Мировой рынок каждого из этих драгоценных металлов во многом является уникальным, что вполне может приводить и приводит к возникновению ценовых расхождений.
Однако такие расхождения все-таки не длятся слишком долго. Паническая распродажа той же платины привела к тому, что мировое производство (и так достаточно незначительное по сравнению с золотом и серебром - чуть менее 200 тонн в год) упало, запасы металла сократились. После чего выяснилось, что платина все-таки нужна промышленности в целом и производителям автомобилей в частности. Так, концерн Toyota планирует сократить выбросы на 90 процентов к 2050 году за счет выпуска автомобилей на топливных элементах (fuel cell vehicles). В таких машинах используется 32 грамма платины, в то время как на дизельных и бензиновых машинах всего 2-7 граммов в среднем.
И вот уже спрос на металл идет вверх, а вслед за ним и котировки платины. С начала года цены на платину выросли на шесть процентов и достигли уровня 930 долларов за унцию. Это пока ниже максимумов февраля - 1024 доллара за тройскую унцию, но повышательный тренд остается в силе, и даже "эффект Тесла" (в мире растет спрос на электромобили, где практически не используются платиноиды) пока не способен остановить победное шествие цен на платину. А вот перспективы палладия не столь очевидны. Котировки этого металла так и не смогли закрепиться выше уровня 900 долларов за унцию, на рынке наблюдается консолидация.
Таким образом, из всех четырех металлов самым интересным выглядит платина. Именно она может принести своим инвесторам 8-10 процентов доходности по итогам 2017-го года.