03.05.2017 21:55
    Поделиться

    Людям с ограниченными возможностями помогут в построении карьеры

    Людям с ограниченными возможностями станет легче найти работу, а главное, освоиться на новом месте. Минтруда разработало законопроект, в котором расписано, как это будет воплощаться в жизнь, рассказал "РГ" заместитель министра труда и соцзащиты Григорий Лекарев.

    Григорий Григорьевич, кто будет помогать инвалидам найти свое рабочее место?

    Григорий Лекарев: Специалисты органов службы занятости будут помогать от момента поступления информации из бюро медико-социальной экспертизы до процесса самой трудовой деятельности, чтобы понимать, закрепился ли человек на новом рабочем месте, комфортно ли ему работать. Не секрет, что пока уровень занятости инвалидов трудоспособного возраста в нашей стране 31-32 процента. Это меньше, чем во многих развитых странах.

    А какой показатель в Европе?

    Григорий Лекарев: Сорок процентов и выше. Для человека с инвалидностью не иметь работы или занятия, приносящего доход, очень болезненно. Поэтому цель реабилитационного процесса - корректное трудоустройство.

    Что касается инвалидов, мы не всегда уверены, что человек закрепится на рабочем месте, даже если трудоустройство состоялось. Одномоментно бывает не под силу выявить все барьеры, в том числе психологические, которые существуют в коллективе. Поэтому нам важно не только свести человека с ограниченными возможностями здоровья и работодателя, но и способствовать тому, чтобы он чувствовал себя на новом рабочем месте "в своей тарелке" и оставался на нем как можно дольше.

    А инвалиды хотят работать?

    Григорий Лекарев: Хотят, особенно молодые. Это подтверждают опросы. Но когда изучаешь, почему желание не реализовано, оказывается, не подходит уровень оплаты, инфраструктура не развита, трудно добраться до рабочего места. Многих пугают отношенческие барьеры в коллективе, не каждый готов их преодолевать. Мы предлагаем эти опасения нивелировать законопроектом. Предполагается, что работодатель сам или представители некоммерческих организаций будут помогать инвалиду добираться на работу и организуют передвижение по самой организации.

    О том, что возникнут дополнительные расходы, речи не идет. Проработать маршрут движения - не означает приспособить весь путь человека от дома до работы к его индивидуальным особенностям. Это не прямые финансовые затраты, а организационные, единовременные.

    Но если инвалид будет работать, он потеряет выплаты?

    Григорий Лекарев: Эти опасения беспочвенны. У нас много лет нет "рабочих" и "нерабочих" групп инвалидности. И если в бюро МСЭ спрашивают о трудовой жизни человека или его планах, то это нужно только для того, чтобы проинформировать органы службы занятости о предпочтениях человека. И никак это не влияет на полагающиеся по инвалидности выплаты.

    Работодатели захотят брать инвалидов?

    Григорий Лекарев: Есть такой механизм - квотирование рабочих мест для инвалидов. Сейчас он не работает в полную силу. Работодатели заявили в службы занятости 338,7 тысячи квотированных вакансий. Из них 233 тысячи вакансий уже заняты инвалидами. Осталось всего чуть больше ста тысяч вакансий. А безработных инвалидов трудоспособного возраста у нас около двух миллионов человек. То есть нам нужно найти стимулы для работодателей, чтобы они были заинтересованы принимать инвалидов. И по этому поводу у нас есть другой законопроект, который сейчас готовится в недрах минтруда. Его цель - совершенствование механизма квотирования. Когда вы откроете КоАП, то увидите, что там нет статьи про невыполнение квотирования, и штрафуют их в итоге за невыделение рабочего места для инвалида. Таким образом, работодатели начинают хитрить, чтобы формально соблюсти квоту, выделяют под нее непривлекательное рабочее место, низкооплачиваемое или не требующее квалификации. Неудивительно, что эти рабочие места не заполняются. Законопроектом мы настраиваем этот механизм так, чтобы он работал в интересах как инвалидов, так и работодателей. Например, нет возможности принять на работу человека с ограниченными возможностями здоровья - заплати определенную сумму в специально созданный фонд. А средства из этого фонда пусть тратятся на создание рабочих мест специально для инвалидов или на поддержку предприятий, которые превысили квоту.

    Сейчас таких фондов нет. В некоторых регионах пытаются их создать. Но для этих действий нужна законодательная база, чтобы дать таким инициативам "зеленый свет".

    Транспорт

    Инвалидам помогут в электричках

    Железнодорожники будут бесплатно помогать инвалидам при посадке и высадке из вагонов пригородных поездов. Для этого создадут специальные бригады.

    Эта услуга теперь предусмотрена в Уставе железнодорожного транспорта, поправки в который подписал президент.

    Современные поезда дальнего следования уже приспособлены к тому, чтобы пассажиры с ограниченными возможностями самостоятельно могли заезжать на коляске в вагон. Там широкие дверные проемы, и в составе поездов есть вагоны со специальными подъемниками. В 615 штабных вагонах есть купе для инвалидов, а 609 вагонов оборудованы подъемниками, уточнили "РГ" в Федеральной пассажирской компании (ФПК). Но и здесь должен быть тот, кто поможет подняться на борт.

    Теперь услуга распространится и на электрички. Для поездов пригородного сообщения будут приняты все необходимые регламенты. И сотрудники железнодорожного транспорта будут оказывать необходимую помощь, уверили "РГ" в пресс-службе РЖД.

    Для того чтобы инвалида встретили у поезда и помогли ему сесть в вагон как пригородного, так и дальнего следования, надо позвонить в Центр содействия мобильности (ЦСМ) РЖД по бесплатному федеральному номеру: 8-800-510-11-11. Там как раз подскажут, куда надо идти по прибытии на вокзал или перрон для посадки в поезд.

    С 15 февраля 2017 года в ЦСМ и кассах ФПК открыта регистрация инвалидов-колясочников, которая даст им возможность приобретать билеты на специализированные места через сайт РЖД. С 28 февраля открыто электронное оформление билетов с отложенной оплатой. Заявка и анкета на оформление электронного билета рассматривается в течение двух часов. Пассажиру направляется номер ID-заказа и электронный счет на оплату, который необходимо оплатить банковской картой в суточный срок. Прием заявок прекращается за 48 часов до отправления с начальной станции маршрута следования, ведь железнодорожникам надо подготовиться для встречи маломобильных пассажиров.

    Татьяна Шадрина

    Поделиться