Для потерявших близких тот факт, что жертв могло быть значительно больше, - слабое утешение. Но это действительно так.
На следующий день после трагедии ощущение беды буквально витало в весеннем воздухе Петербурга. У станции "Технологический институт" всю ночь не гасли свечи, а потом люди шли сюда весь день. Продавцы из цветочных лавок, расположенных рядом с "Техноложкой", делали скидку покупателям четного количества цветов.
- Мне хозяин велел. Но я и без его указки все понимаю, - говорит продавщица Зухра.
Вообще, в эти дни Петербург сплотился. Все разногласия, которые, казалось, раздирали город насквозь, куда-то отступили. Когда все станции метро оказались закрыты и люди высыпали на остановки, автотранспортные предприятия вывели на линии весь свой парк, таксомоторные компании официально заявили о скидках. Многие автолюбители и вовсе подвозили петербуржцев бесплатно.
Самые технически продвинутые заранее публиковали объявления в группах в социальных сетях и предлагали свою помощь. Другие просто останавливались на остановках и говорили, что готовы захватить с собой. Конечно, эти проявления взаимовыручки не спасли Петербург ни от пробок, ни от транспортного коллапса, но от осознания общности стало чуть-чуть теплее.
Это было очень важно...
Утром платформы и вестибюли "Технологического института" и "Сенной" выглядели так, как будто ничего не произошло. Только на станции стало больше работников.
- Как вы? - спрашиваю у кассира на "Технологическом".
- Плохо, - отвечает она и проводит платком по глазам.
На меня строго смотрит охранник. Он просит пройти через рамку. Я прохожу. Он просит пройти еще раз и открыть рюкзак.
Парень с бейджиком "Андрей" проверяет рюкзак, ноутбук, косметичку. Кивает, мол, можно проходить. К "досмотровой" уже очередь из трех человек. Останавливают всех пассажиров с большими сумками. Но никто не возмущается. В вестибюлях необычно тихо. Никто не кричит, не играет на музыкальных инструментах. Подъезжает поезд. Пассажиры на платформе смотрят друг на друга с некоторой опаской. Мы заходим в вагон. Там тоже все друг на друга косятся. Мало ли. Пассажиры, которые ехали в том самом вагоне, говорят, что смертника или человека, который мог бы стереотипно быть на него похож, они не видели.
О том, что уголовное дело по факту взрыва в Санкт-Петербурге возбуждено по статье "теракт", стало известно буквально через пару часов после трагедии. По прямому поручению главы Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина расследованием занимается Главное управление по расследованию особо важных дел СК РФ, в Северную столицу направлена группа опытных следователей и криминалистов центрального аппарата СК, им помогают специалисты из Петербурга, которые первыми приступили к осмотру места происшествия. Из метро было эвакуировано почти 1,2 тысячи человек, а затем петербургская подземка полностью прекратила работу. Городской наземный транспорт возил пассажиров бесплатно.
Сейчас информация о следствии поступает очень скудно. Нет даже информации о том, есть ли уголовное дело по факту обнаружения второго взрывного устройства - на станции "Площадь Восстания". По информации взрывотехников, оно было довольно примитивным: две шашки в корпусе от огнетушителя. Информация о нем поступила за полчаса до взрыва на "Сенной", устройство успели обезвредить.
Сразу после теракта СМИ демонстрировали еще одну фотографию предполагаемого террориста. Однако, по непроверенной информации, мужчина сам обратился в правоохранительные органы и заявил о своей непричастности.
Вместе с террористом в вагоне метро погибли еще 10 человек, еще трое умерли от ран. В больницах города остаются 46 человек. Во вторник утром четверо пострадавших значились как "неизвестные", однако позднее они пришли в себя, назвались. Из числа пострадавших 17 - жители других регионов России, а также три иностранца - граждане Белоруссии, Казахстана и Узбекистана.
- Всех больных каждый день осматривают лучшие специалисты. Все необходимые операции проведены, лекарствами и кровью все обеспечены, - рассказала министр здравоохранения Вероника Скворцова. - Сейчас мы разрабатываем детали лечения двух наиболее сложных случаев - тяжелые сочетанные травмы, в том числе черепно-мозговая, и травма спинного мозга с разрывом артерии и полным повреждением на уровне шейного отдела, то есть это паралич рук и ног.
В Петербург начали прибывать родственники пострадавших и погибших из других городов. По распоряжению городских властей им бесплатно предоставлены места в гостинице, обеспечено питание. Позднее семьям погибших и пострадавших будут выплачены компенсации.
- Сегодня город за помощью в федеральный центр не обращался. У нас имеются все средства и возможности для того, чтобы оказывать медицинскую помощь и поддержку всем, кому это необходимо, - рассказал губернатор Георгий Полтавченко. - Медикаменты, все необходимое оборудование, высококлассные врачи - все это работает сегодня на спасение людей.
Лев Гаюн считает, что ему повезло. У него небольшая контузия. Больше всего, говорит, болит ухо. Врачи обещали выписать его через неделю, а пока он находится в клинической больнице N 122 имени Соколова.
- Взрыв произошел в моем вагоне, в трех метрах примерно от меня, по моим ощущениям, он был в середине вагона, - вспоминает Лев. - Во время взрыва всех откинуло, многие попадали, и на них другие люди, сверху с потолка падали куски железа и обшивки тяжелой, лопнули многие стекла (у себя в волосах нашел много), мне повезло, что я каким-то образом удержался на ногах и не упал, видимо, это меня и спасло.
Самое страшное, по словам пострадавшего, было ехать еще 30 секунд после взрыва до станции. Когда на "Технологическом институте" открылись двери, помогать раненым бросились все: и работники метрополитена, и пассажиры, и даже те, кто находился в этом же вагоне, но получил минимальные травмы. Многие просто не чувствовали боли. Раненых выносили люди, которые сами были все в крови.
Анна Стужина сейчас находится в НИИ скорой помощи имени Джанелидзе. Момент взрыва она помнит с трудом. Говорит, что погас свет, поезд подъехал к станции в абсолютной темноте и, когда состав остановился, люди пытались выбраться через окна: в вагоне выбило стекла. Всех пассажиров стали выводить на улицу. Анна тоже вышла, увидела карету "скорой". Подошла к ней. Врачи тогда ждали, когда вынесут самых тяжелых раненых и посоветовали девушке самой ехать в травмпункт или подождать. Прохожие помогли Ане вызвать такси. Уже добравшись до дома, она почувствовала себя плохо, вызвала "скорую". Госпитализировали с ожогами второй степени тяжести.
Анна не знает, когда ее выпишут. О происходящем в Петербурге она узнает из новостей. А новости не радуют. Станции метрополитена весь день после взрыва то перепроверяли, то закрывали. Бесхозный предмет находили даже на Шпалерной улице, далеко от метро. Тревога оказалась ложной. Но одного раза, когда все оказалось по-настоящему, нам всем более чем достаточно.
Глава МЧС России Владимир Пучков сообщил в Питере, что правительственная комиссия приняла решение выплатить родственникам погибших по миллиону рублей. Родственники тяжело пострадавших получат по 600 тысяч, а легко раненых - по 400 тысяч рублей.
"Совместными действиями следователей СК России и оперативных служб ФСБ и МВД России установлено, что взрывное устройство мог привести в действие мужчина, фрагментированные останки которого были обнаружены в третьем вагоне поезда", - сообщила "Российской газете" официальный представитель Следственного комитета РФ Светлана Петренко. По ее словам, личность этого мужчины уже установлена.
"Экспертами-криминалистами обнаружены генетические следы Акбаржона Джалилова, 1995 года рождения, на сумке, оставленной на станции метро "Площадь Восстания", в которой находилось взрывное устройство", - сказала Светлана Петренко, добавив, что заключение генетической экспертизы и записи камер видеонаблюдения дают следствию основания полагать, что именно этот человек совершил теракт в вагоне и ранее оставил сумку с взрывным устройством на "Площади Восстания".
Информацию о том, что главным подозреваемым в совершении теракта проходит именно 22-летний Акбаржон Джалилов, подтвердили и в Государственном комитете национальной безопасности Киргизии. На допрос в киргизском Оше были вызваны его отец, мать и младший брат.
Российские же следователи пока выяснили, что Джалилов оставил вмонтированное в огнетушитель взрывное устройство мощностью около 1 кг в тротиловом эквиваленте на станции метро "Площадь Восстания", после чего сам с зарядом мощностью около 300 граммов тротила сел в поезд метро.
Криминалисты отмечают, что бомба находилась в рюкзаке предполагаемого террориста. Именно поэтому тело смертника разорвало на мелкие части, оставив относительно целой только голову.
Джалилов родился в Оше в 1995 году. Частный дом, где проживала его семья, находится в одном из мест компактного проживания граждан Киргизии узбекской национальности. Его отец переехал в Санкт-Петербург, после чего помог сыну перебраться в Северную столицу России. Российское гражданство Джалилов-младший получил по ходатайству отца.
Паспорт ему выдало генконсульство РФ в киргизском Оше в 2011 году непосредственно перед отъездом в Санкт-Петербург. С 2014 года подозреваемый, по некоторым данным, работал в петербургском суши-баре. Коллега предполагаемого исполнителя теракта рассказал РЕН-ТВ, что работал вместе с Джалиловым три года назад в одном из суши-баров в центре города.
Молодой человек, по его словам, был спокойным и не отличался подозрительным поведением. Более того, предполагаемый террорист даже не читал намаз в рабочее время, хотя был мусульманской веры. "Тогда просто добавились "ВКонтакте". На тот момент он спокойный пацан был", - рассказал собеседник телеканала.
О причинах, способных подтолкнуть молодого парня к смертельному теракту, пока не сообщается. Неофициально прошла информация, что Джалилов был радикально настроенным мусульманином. Его религиозные контакты сейчас отрабатывают спецслужбы в приоритетном порядке. Не исключается, что смертник был связан с радикальным подпольем, которое симпатизирует "Исламскому государству" (международная террористическая организация, запрещенная в России).
Напомним, взрыв в вагоне поезда питерского метро на перегоне станций "Технологический институт" и "Сенная площадь" произошел в понедельник днем. По последним данным, в результате теракта погибли 14 человек. Число потерпевших и степень причиненного их здоровью вреда, по данным СК РФ, устанавливаются в рамках уголовного дела. Для этого назначены необходимые медицинские экспертизы. По данным Минздрава России, в больницах остаются 49 раненых, среди которых одна несовершеннолетняя девочка.
Три человека среди пострадавших в результате взрыва в метро Петербурга оказались гражданами иностранных государств, сообщил журналистам во вторник губернатор города Георгий Полтавченко. Как уточнила пресс-служба Смольного, это граждане Белоруссии, Казахстана, Узбекистана. Отмечается, что среди пострадавших - 17 жителей других регионов России. Их родственники уже прибывают в Санкт-Петербург, им выделены бесплатные номера в гостинице "Москва".
В то же время следователи продолжают допросы, проводят осмотр, в том числе записей с камер видеонаблюдения. Назначен ряд экспертиз, среди которых взрывотехнические, генетические и другие. Ход расследования уголовного дела находится на личном контроле председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина.
Во вторник также стали известны подробности о том, как удалось предотвратить второй теракт на "Площади Восстания". "В ходе проведения следственных действий установлено, что еще одно неразорвавшееся взрывное устройство было обнаружено благодаря действиям сотрудников метрополитена.
Проявив бдительность, сотрудники подземки вызвали специалистов, которые обезвредили устройство", - пояснили "РГ" в Следственном комитете РФ.
Многие эксперты отмечают, что грамотные и обдуманные действия машиниста того поезда, в котором произошел взрыв, позволили предотвратить волну страшной паники и оперативно провести эвакуацию пассажиров. Он не остановил поезд в тоннеле, когда раздался взрыв, а довел состав до станции.
Машинист поезда Александр Леонтьевич Каверин о случившемся рассказывает так:
- Вел состав, произошел хлопок, потом запыление. Я сразу связался с диспетчером, сообщил ситуацию, и в этот момент мне стали поступать сообщения от пассажиров. Непонятные совершенно, потому что по связи пассажиров с машинистом все говорили одновременно, во всех вагонах. Трудно было что-то разобрать. Что делать в этой ситуации, особо не раздумывал. Хотя желание "тормознуть" состав и мелькнуло, рука невольно потянулась к стоп-крану... Но тут же решил действовать в соответствии с инструкцией. Вывел состав на станцию. Шел от "Сенной площади" до станции "Технологический институт" без замедления.
О том, что на самом деле произошло, Александр, по его словам, понял, как только прибыл на станцию. Сначала, правда, небольшую сумятицу внесли пассажиры первого вагона:
- После остановки я, как положено, двери сразу открыл, вышел на платформу, а пассажиры первого вагона хором пытаются мне объяснить, что где-то был хлопок. Главное, даже из вагона еще не вышли... Но на станции "Технологический институт" находится линейный пункт, где уже были три машиниста-инструктора, которых я также заранее вызвал звуковым сигналом. Они сразу подошли к составу, резервные машинисты... А дальше инструкторы пошли по составу...
- Страшно вам было?
- В тот момент о страхе думать было некогда, надо было работать.
Его действия были четкими, хладнокровными и, как скажет потом начальник ГУП "Петербургский метрополитен" Владимир Гарюгин, "единственно правильными". Сам Александр Каверин на вопросы отвечает скупо: действовал, мол, согласно инструкции. И как бы в оправдание себе, вздохнув поглубже, выпаливает:
- Вы же знаете, это уже не первый такой случай в метро. Теракты случались и раньше. Умные головы разработали умные инструкции. И моя задача была точно им следовать. Что я и сделал.
Специалисты же говорят: если бы машинист растерялся и нажал стоп-кран, жертв было бы гораздо больше. А главное, возникли бы большие трудности с эвакуацией людей. По счастью, высокопрофессиональные действия машиниста в этой критической ситуации помогли их избегнуть.
Александру Каверину скоро исполнится 51 год. В метрополитене он трудится пятнадцать лет. Хотя первое образование у него - педагогическое.
- Ну, начинал я тут с технической школы, потом был машинистом четвертого класса, третьего, второго... Сейчас являюсь машинистом первого класса и старшим на составе.
Кстати, вместе с ним в метрополитене служит и его жена. А вот какую профессию выберут сыновья, Александр Леонтьевич сказать не может:
- Они же еще маленькие, одному восемь лет, другому три.
И пользуясь случаем, заклинает журналистов:
- Слушайте, ну хоть к семье не лезьте, ладно? У меня такой трудный день был, я даже домой не мог пойти ночевать! А жена сообщает: уже в 11 ночи на лестничной площадке журналисты толпятся, в дверь ей звонят, что-то пытаются выяснить, а там же дети маленькие...