- Мы просто не понимаем, как законы, касающиеся непосредственно нашей деятельности, принимаются без обсуждения с нами и даже не даются на рассмотрение профильному омбудсмену, - возмутились присутствовавшие на конференции представители бизнеса. - Кроме того, в городе по-прежнему бурно цветет незаконная торговля, и она оказывается в куда лучших условиях, чем законопо-слушные продавцы, которые проигрывают в конкурентной борьбе. Мы отчаялись наладить диалог с властью, которая не слышит наших проблем.
Как рассказала депутат городского парламента Ирина Иванова, недавно на рассмотрение ЗакСа представили два нововведения, которые могут подкосить и без того слабый бизнес. Первое - это появление в городе еще одного органа, следящего за городским имуществом, - государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга (несмотря на то, что в городе уже есть комитет имущественных отношений (КИО). Орган, призванный повысить эффективность использования госимущества и бороться с нелегальной торговлей, по факту проверяет только предпринимателей, честно заключивших договоры с городом, и как результат, начинается поиск поводов для расторжения этих договоров. Нелегалы опять оказываются незатронутыми, так как адреса их точек нигде не обозначены, они не платят налогов и работают на лучших местах.
- Полномочия новой инспекции не прописаны, как и основания для проверок и круг объектов, которые этой проверке подвергнутся, - пояснила Иванова. - Из-за размытых формулировок появляется лишь дополнительный фактор для развития коррупции и разночтений между существующими законами и практикой. В 2010 году власти завели реестр принадлежащих городу территорий. Известно, что этот реестр далеко не полный, отсюда вопрос - инспекция будет контролировать предпринимателей, контролировать исполнение заключенных договоров, либо же займется помещениями, которые не значатся в реестре?
Второе нововведение - это изменения в КоАП, по которому НТО теперь относятся к объектам благоустройства. То есть ларьки, киоски и павильоны юридически приравняли к скамейкам, а это влечет наложение штрафов за нарушения в области благоустройства.
Но один из самых обсуждаемых сейчас вопросов - пересмотр схемы размещения объектов НТО. Недавно как раз начались заседания рабочих групп, где рассматриваются адреса попадающих под исключение торговых точек. Как рассказала начальник отдела развития потребительского рынка профильного городского комитета Елена Подгорная, недавно город инициировал проверку на соответствие постановлению правительства 1045 - о нестационарных торговых объектах. Напуганный бизнес поднял шум, но, по ее словам, исключение из схемы не является основанием для расторжения договора, то есть заключенные договоры будут действовать до конца своего срока. Однако как жить бизнесменам, потерявшим место в схеме, после этого срока, неизвестно.
Торговцы ссылаются на то, что сначала им говорили про исключение 220 объектов из трех с половиной тысяч, потом их стало более трехсот, и вот список расширился уже до 420 объектов, что стало для многих сюрпризом. По словам представителей сообщества, бизнесмены не получают никакой информации, они могут даже не знать, что их участок попадает под исключение из схемы по каким-то параметрам. Начальник сектора организации торгов КИО Санкт-Петербурга София Панченко уточнила, что повода для паники нет, так как речь пока идет только об исключении необремененных договорами участков. Комитет проводит целевые обследования участков с фотофиксацией на предмет нарушений, также по данным ГИС можно отследить, есть ли близость к сетям и так далее. Однако, по словам предпринимателей, в списках все же оказываются и договорные участки.
- Список на исключение готовит комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, но сам он не вносит туда кандидатов, - рассказала лидер организации "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина, - зато поступает информация от других комитетов и от районных властей. Парадокс в том, что в районах часто не могут ответить на вопрос, сколько НТО работает на их территории. Систему информирования пытались организовать, районы попросили присылать данные о заключенных договорах и кандидатах на исключение из схемы. Но нам пришли удивительные ответы - оказалось, списков предпринимателей в районах нет, там просто не знают, кто и в каком количестве торгует на их территории. То есть данных нет, но присылать списки на исключение им это не мешает.
По словам Гришиной, у многих бизнесменов договор действителен еще не один год, но нигде в документах не прописан пункт о том, что необходимо подтверждать согласование объекта. При устроенных сейчас проверках все данные запрашивают заново, например у комитета по энергетике. Подконтрольные комитету ГУПы не в курсе, что речь идет о действующем договоре и его продлении, и воспринимают запрос как новое согласование. В итоге все круги "ада", - а именно так бизнесмены характеризуют получение согласования на НТО - начинаются снова, опять собираются справки, и часто находится какой-то недочет, и объект попадает в список на исключение. Таким образом, из-за несогласованности действий городских служб и комитетов добросовест-ные бизнесмены, соблюдая все требования, подписывают своему делу "смертный приговор".
Главный повод исключения из схемы размещения - близость к охранным зонам инженерных сетей, однако больше половины заявок на исключение подаются без указания причины. Рабочая группа пока отложила их в сторону, но рассмотрение все же будет.
Тем временем, как рассказал уполномоченный по правам предпринимателей Петербурга Александр Абросимов, помимо имеющихся проблем малый бизнес города обрел еще одну - правовую ловушку, возникшую из-за законодательных коллизий. Владельцы передвижных торговых пунктов на колесах теперь могут еще и попасть под штрафы ГИБДД, которая рассматривает автолавку как автосред-ство, припаркованное с нарушениями. Несмотря на то, что такие автолавки включены в схему размещения НТО, получается, на тротуарах им стоять нельзя по ПДД, а на проезжей части нет предусмотренных мест. По словам омбудсмена, из-за нестыковки между региональными и федеральными нормами бизнес просто выжимается из правового поля.
В итоге группа активистов предложила в своем письме городу разобраться с накопившейся кучей бизнес-проблем. Прежде всего законодатели должны четко прописать обязанности новой госинспекции, обязать администрации информировать предпринимателей о грядущем исключении из схемы, сформировать список объектов, которые исключат, свести к нулю нелегальную торговлю и устранить нормативные противоречия. Бизнесмены, активисты и депутаты создадут экспертный совет, чтобы прояснить права и полномочия нового органа и оценить регулирующее воздействие законодательных новшеств - эту процедуру должен проходить каждый законопроект.