27.02.2017 14:45
    Поделиться

    Техрегламент ЕАЭС на лакокрасочные материалы до сих пор не был принят

    В конце прошлого года был принят национальный технический регламент по безопасности химических веществ. Тогда же на предприятия химической промышленности поступил очередной вариант технического регламента ЕАЭС по безопасности лакокрасочных материалов (ЛКМ). И два этих одновременных события вызвали новый всплеск дискуссии среди специалистов.

    Предыстория этих событий началась несколько лет назад. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 2002 года значительно поменял привычную систему технического регулирования в стране. ГОСТ получили статус добровольного применения. Технические регламенты (ТР) по безопасности стали главным регулятором допуска продукции на рынок. Именно они закладывают параметры безопасности для человека и окружающей среды, они одинаково важны и для продуктов питания, и для промышленных товаров. Такой порядок регулирования рынка сложился в индустриально развитых странах, в том числе в Европе. Сегодня ТР по безопасности должны разрабатываться и для общих рынков стран ЕАЭС.

    - В лакокрасочной отрасли, да и во всем химическом комплексе России, сложилась не очень понятная ситуация с разработкой и принятием техрегламентов по безопасности для стран ЕАЭС, - говорит президент Российского союза химиков Виктор Иванов. - Пока не приняты ни ТР по безопасности химических веществ, ни ТР по безопасности лакокрасочных материалов (ЛКМ). Хотя дебаты о необходимости их принятия ведутся долгое время, в частности по ЛКМ - более 12 лет.

    - В профессиональном сообществе говорят, что "без краски ни карандаша не продашь, ни ракету не запустишь", - напоминает исполнительный директор Ассоциации производителей, поставщиков и потребителей лакокрасочных материалов и сырья для их производства ("Центрлак") Геннадий Аверьянов. - Качество и безопасность лакокрасочного покрытия как для производства продукции, так и для нашей комфортной жизни очень важны.

    Техрегламент по безопасности ЛКМ является документом второго уровня и должен учитывать требования по безопасности химических веществ, а национальные или межнациональные ТР по безопасности химических веществ - в свою очередь - международные правила производства и оборота химической продукции, установленные ООН.

    Именно техрегламент определяет порядок доступа продукции на рынок, устанавливает качественные параметры, которым она должна соответствовать

    Понятно, что все ЛКМ производятся из химического сырья. В каждой рецептуре краски, лака или иных ЛКМ может быть до 20 и более компонентов - конкретных химических веществ, разной степени вредности для человека и окружающей среды. Какого качества будут эти вещества, насколько они будут безопасны для здоровья человека и окружающей среды, настолько же будут безопасны и ЛКМ.

    Разработку техрегламента для ЛКМ российское отраслевое сообщество начало давно, еще до образования Таможенного союза. Свои предложения отечественные специалисты передали в соответствующие государственные структуры. Затем, после образования в 2010 году Таможенного союза, ответственными за разработку этого ТР стали специалисты Республики Казахстан. Потом был образован Евразийский экономический союз (ЕАЭС), и работа над техрегламентами продолжилась в его рамках. Однако проект техрегламента для ЛКМ и до настоящего времени все еще согласовывается со странами-членами ЕАЭС.

    - В декабре 2016 года на предприятия отрасли поступил из Минпромторга России очередной вариант "доработанного" проекта техрегламента по безопасности ЛКМ, - рассказывает Геннадий Аверьянов. - Отраслевое сообщество, специалисты предприятий высказали очень много замечаний к нему. Настолько много, что нам кажется - проще разработать совсем новый вариант, чем исправлять этот.

    Осложняет ситуацию и тот факт, что в ЕАЭС до сих пор не принят регламент по безопасности химических веществ, который должен быть базовым по отношения к частным вопросам по лакам и краскам. С чем сравнивать предлагаемый вариант регламента по ЛКМ, специалистам непонятно. Окончательно запутывает интригу то, что в декабре 2016 года был принят национальный российский техрегламент по безопасности химических веществ. Возможно, он будет принят и для всех стран ЕАЭС, но, может быть, и нет. Неясность этой ситуации ставит в тупик - ведь вся проделанная по замечаниям и предложениям работа может оказаться ненужной, и техрегламент по безопасности ЛКМ действительно придется разрабатывать заново.

    Почему этот документ так важен для производителей ЛКМ? Все просто: именно техрегламент определяет порядок доступа этой продукции на рынок, устанавливает качественные параметры, которым она должна соответствовать. Он же позволяет Роспотребнадзору навести порядок с продажей некачественной и контрафактной продукции, которой на рынке немало. А если ТР ужесточает гигиенические требования, то предприятиям необходимо проанализировать все рецептуры на соответствие этим новым требованиям. Кроме того, ТР всегда устанавливает срок внедрения новых критериев, то есть переходного периода для промышленных предприятий, чтобы они могли подготовиться к изменениям. Например, если сейчас у предприятий в рецептурах есть вещества II класса опасности, а регламент определит применение только III класса, то надо поменять и рецептуры, и поставщиков сырья. Это большая работа и, естественно, на нее требуется время и немалые затраты.

    Но и это еще не все. Устанавливая критерии безопасного использования химических веществ и ЛКМ, регламенты еще и задают новые направления развития производства с точки зрения безопасности и экологичности. Например, ужесточение требований по летучим органическим веществам (ЛОС) в Европейском союзе привело к быстрому развитию ЛКМ на водных связующих, материалов с "высоким сухим остатком", а также уменьшило выбросы вредных веществ.

    102 миллиарда рублей превысил объем выпуска ЛКМ в России в прошлом году

    Лакокрасочную отрасль можно оценить как маленький, но важный "паровозик", который тащит за собой развитие производства химического сырья высоких переделов нефти, что делает более рентабельной добычу нефти и ее переработку, производство новых видов оборудования и технологий нанесения ЛКМ, делает процессы окраски экологически безвредными. Так что техрегламенты запускают не только механизм регулирования и контроля рынка продукции, но и тенденции развития.

    Кроме того, регламенты по безопасности стран ЕАЭС должны быть гармонизированы с системой контроля качества в ЕС, где принят регламент RACH и специальные директивы по выбросам ЛОС. Гармонизация необходима еще и потому, что иностранные предприниматели, которые активно работают на нашем рынке, запустили локальные производства ЛКМ, рецептуры которых обычно соответствуют нормативным требованиям ЕС. Наконец, гармонизация нужна еще и для того, чтобы производители в наших странах могли экспортировать свою продукцию.

    - Сегодня в России открыли производство почти все глобальные игроки рынка ЛКМ, - резюмирует Геннадий Аверьянов. - Уровень конкуренции очень высок. Качество отечественных ЛКМ часто не уступает зарубежным аналогам. Техрегламенты должны способствовать созданию равных и понятных всем компаниям условий работы на рынке, развитию производства ЛКМ, дальнейшей локализации, повышению качества отечественного сырья для ЛКМ и увеличению его использования производителями.

    Отраслевое сообщество надеется, что все вопросы с принятием техрегламентов для химической промышленности в целом и производства ЛКМ в частности будут решены Евразийской экономической комиссией в ближайшее время.

    Поделиться