С подробным анализом нынешнего состояния дел выступил помощник Государственного секретаря Союзного государства Евгений Ворсин. Он рассказал об итогах реализации принятых три года назад Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014-2017 гг.), а также о подготовке аналогичного документа на ближайшую перспективу.
Сообщение представителя Посткома вызвало острую дискуссию. Было отмечено, что хотя работа в данном направлении ведется постоянно на протяжении многих лет, однако сегодня в правовой базе наших стран еще остается около 200 ограничений, барьеров и так называемых изъятий, которые не облегчают жизнь гражданам Союзного государства. И это недопустимо.
По мнению парламентариев, следует более активно и поэтапно рассматривать различные сектора законодательства и по необходимости, во-первых, привлекать к работе специалистов профильных министерств, а, во-вторых, стимулировать предложения по сближению законодательства ведущими научными учреждениями Беларуси и России.
Главное, подчеркнули депутаты, довести до логического конца гармонизацию законодательства в области медицины, образования и социально-трудовой сфере.
В свою очередь представители профильных министерств отчитались перед Комиссией о результатах своей работы, обозначив ряд проблем, которые требуют непосредственного вмешательства парламентариев. Так, необходимо расширить круг граждан, имеющих право бесплатно получать медицинское обслуживание на всей территории Союзного государства. Для этого надо внести соответствующие поправки в межправительственное соглашение от 2006 года, оговаривающее порядок оказания помощи российским и белорусским гражданам в поликлиниках и больницах обеих стран.
Оперативного решения, по мнению депутатов, требуют и некоторые проблемы, возникающие при трудоустройстве в России водителей - граждан Беларуси. Дело в том, что 1 июня 2017 года в России вступает в силу новая поправка в Закон "О безопасности дорожного движения". Она требует наличия у водителя исключительно российских прав, если он решил зарабатывать этим на жизнь в России.
В обсуждении приняли участие представители Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения РФ, Посольства Беларуси в России, Национального центра законодательства и правовых исследований Беларуси, а также Института правовых исследований и региональной интеграции Российского экономического университета им. Г. Плеханова.
Артем Туров, председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту (РФ):
- У нас два основных направления работы: во-первых, мы должны синхронизировать законодательства двух наших государств, и, во-вторых, сделать так, чтобы белорусы себя чувствовали в России как дома и наоборот - россияне в Беларуси. Наши граждане должны быть защищены социально и не испытывать ни малейших проблем, находясь на территории Союзного государства.
Алла Бодак, заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту (РБ):
- Не секрет, что еще существует ряд проблем в части создания единых правовых норм. О каких проблемах речь? Если сравнивать белорусское законодательство с российским, то, например, в белорусском прямо установлены нормы подготовки проектов нормативно-правовых актов: они оцениваются по целому ряду критериев. Один из приоритетных такой: будущий закон должен непременно соответствовать международным обязательствам страны в рамках интеграционных процессов. Кроме того, Национальное Собрание Беларуси возвело в ранг закона положение, согласно которому законопроекты, направленные на решение задач и целей Союзного государства, рассматриваются в первую очередь. К сожалению, в российском законодательстве таких норм нет.