15.02.2017 13:49
Поделиться

В Чечне назвали самые популярные туристические места

По данным отраслевого статистического ресурса "ТурСтат", в прошлом году в Чечне побывали свыше 80 тысяч отдыхающих. Самой большой популярностью у гостей традиционно пользовались высокогорное озеро Кезеной-Ам в Веденском районе, Аргунское ущелье, грозненский комплекс фонтанов и мечеть "Сердце Чечни".

Помимо экскурсионных программ, в рамках которых приезжающим предлагают посетить местные многочисленные историко-архитектурные и природные памятники, в республике стараются организовывать различные праздники. В этом году, к примеру, путь к сердцу туриста решили проложить через желудок: в апреле в Грозном состоится первый международный фестиваль "Шашлык-Машлык" с участием ведущих кулинаров из стран, известных своими богатыми традициями приготовления мяса на углях. Планируется, что команды поваров приготовят самый большой шашлык в мире, попробовать который смогут все гости праздника.

Однако с увеличением туристического потока в республику выросли и требования гостей к сервису. Так, обнажилась одна из главных проблем молодой чеченской туриндустрии - нехватка профильных специалистов. Конечно, ничего удивительного в этом нет: регион практически на 20 лет выпал из всех экономических процессов современной России, и долгое время говорить о развитии здесь рекреационной сферы не приходилось вовсе. Кроме того, большую роль играют и особенности воспитания подрастающего поколения.

- Серьезной проблемой остается нежелание части нашей молодежи работать в этой индустрии, особенно в сфере обслуживания. Ссылаются они на менталитет вайнахов, которым не пристало быть швейцарами, официантами или барменами, - отметил председатель комитета правительства ЧР по туризму Амруди Эдельгериев.

Между тем рекреационный потенциал республики позволяет прогнозировать рост числа подобных вакансий. В конце года в регионе должна быть открыта первая горнолыжная трасса всесезонного курорта "Ведучи". К 2020-му предполагается создать достаточно протяженную зону катания, а это значит, что сюда приедут тысячи новых гостей.

- Постепенно мы с коллегами стараемся искоренять подобные предубеждения молодых людей, приводя в пример наших соседей по округу, которые активно взялись за развитие туризма на своих территориях и стараются сами обеспечить хороший уровень сервиса, - говорит декан факультета географии и геоэкологии Чеченского государственного университета Умар Гайрабеков. - Мы объясняем, что в нынешних условиях, учитывая высокий уровень безработицы, каждая вакансия - это шанс обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семьи. Именно поэтому в отдаленных горных районах все места, даже самые низкооплачиваемые, очень востребованы.

По словам Гайрабекова, кафедра социально-культурного сервиса и туризма в вузе была открыта еще в 2000 году, когда о сегодняшнем потоке отдыхающих не могли и мечтать. С 2011-го подготовку начали вести по направлениям. И если вначале на очном отделении обучалось 25 студентов, то сегодня - 50. В следующем году по специализации "Туризм" университет впервые начнет набор в магистратуру.

Чтобы качество обучения было высоким, привлекают экспертов федерального уровня, а в планы включают дисциплины, согласованные с потенциальными работодателями.

- Сейчас мы нацелены на подготовку специалистов, в первую очередь владеющих иностранными языками - арабским, фарси, китайским и так далее. Количество гостей из стран, где они являются государственными, постоянно растет, - отмечает декан факультета.

В старших классах местных школ просветительскую работу в рамках проекта "Школа кавказского гостеприимства" ведет компания "Курорты Северного Кавказа". На специализированных уроках преподаватели и аспиранты вузов рассказывают подросткам в том числе о проекте создания туркластера в СКФО. Выпускников информируют о преимуществах получения профильного образования и трудоустройства.

Директор ГУП "Тур-Экс" (предприятие выполняет функции туристско-информационного центра и является туроператором) Элина Батаева считает, что услуги, предлагаемые отдыхающим в Чеченской Республике, ничуть не хуже, чем в других регионах Северного Кавказа.

- Безусловно, пока мы не можем похвастаться так называемым турецким сервисом, но я могу с уверенностью сказать, что для повышения качества обслуживания и квалификации работников со стороны административных структур и учебных заведений делается все возможное, - рассказала Батаева.

По ее мнению, об этом говорят результаты работы самой компании "ТурЭкс": если в 2015-м ее помощью воспользовались 28 тысяч человек, то в прошлом году - уже 40 тысяч. Идет подготовка к открытию первого филиала ГУП в Пятигорске, где планируется знакомить жителей и гостей Кавминвод с новыми экскурсионными программами и базами отдыха, помогать бронировать номера или организовывать деловые поездки. Заниматься этим будут также местные специалисты.

- 99 процентов наших гидов и менеджеров - жители республики, которые действительно любят свою работу, и люди это чувствуют. Я бы даже сказала, что они больше приучены проявлять гостеприимство, чем оказывать услуги, но это не всегда является недостатком, - подчеркивает Батаева. - При этом в качестве обслуживающего персонала на курортах нередко работают представители других регионов с необходимым опытом, которые чувствуют себя в подобной среде достаточно комфортно.

В компании считают, что такой вариант дальнейшего развития индустрии отдыха для республики тоже может оказаться успешным. В Объединенных Арабских Эмиратах, к примеру, местные жители практически не работают в сфере обслуживания, однако страна сумела стать одним из самых популярных туристических направлений в мире.

комментарий

Никита Шашкин, первый заместитель генерального директора АО "Курорты Северного Кавказа":

- В рамках создания туристического кластера в округе уже появляются тысячи рабочих мест. И крайне важно, чтобы возможность трудоустройства на строящихся всесезонных курортах получили местные жители, имеющие профильное образование в соответствии с высокими международными стандартами. Для этого мы совместно с партнерами стремимся задать профессиональные ориентиры уже школьникам, открывая молодежи возможности карьерного роста в такой динамично развивающейся отрасли экономики.

Исмаил Байханов, министр образования и науки Чеченской Республики:

- В работе официанта или другого представителя обслуживающего персонала нет ничего зазорного, тем более противоречащего нашему менталитету. Я считаю, что в этом направлении работу надо начинать с родителей, которые считают данную сферу неприемлемой для своих детей. Сложившаяся ситуация показывает, что через несколько лет специалисты в области туризма будут очень востребованы.

Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик группы компаний "ФИНАМ":

- Действительно, в регионе наблюдается острый дефицит профильных специалистов туристической отрасли. Тем не менее решать эту проблему, развивая образовательные программы, не совсем целесообразно, поскольку это займет слишком много времени - до пяти лет. И результат не гарантирован. На мой взгляд, местным властям стоит перенять крайне успешный опыт других регионов, где инвесторам предоставляют налоговые субсидии и каникулы. В этом случае для них кардинально снижается риск ведения бизнеса, что позволяет им привлечь собственных специалистов.

Тем временем

За четыре года Северо-Кавказский федеральный университет подготовил более 700 специалистов в сфере сервиса, туризма и гостиничного бизнеса. Создан многопрофильный базовый центр для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. Между АО "Курорты Северного Кавказа", СКФУ и Гаагской школой отельного бизнеса подписан трехсторонний меморандум о сотрудничестве и создании "Школы кавказского гостеприимства".

- В 2012 году, когда мы только состоялись как федеральный университет, у нас было одно бюджетное место на этом направлении подготовки. Сегодня более 800 студентов обучаются только на бюджетных местах и почти 300 - на платной основе. А реализуемых нами программ повышения квалификации и переподготовки уже несколько десятков, - сообщила ректор СКФУ Алина Левитская.