08.02.2017 20:39
Поделиться

У крымчан возникли проблемы с покупкой электронных полисов ОСАГО

С 2017 года все страховые компании, являющиеся членами Российского союза автостраховщиков (РСА), обязаны заключать договоры ОСАГО в электронном виде. Однако в январе приобрести электронный полис с первого раза по разным причинам получилось далеко не у всех желающих.

Кнопка не работает

В добровольном порядке электронные договоры некоторые компании начали заключать с 1 июля 2015 года. Из 69 компаний, являющихся членами РСА, предоставляли такую услугу только 15.

- По инициативе Банка России были внесены изменения в закон об ОСАГО, которые обязали страховые компании заключать договоры в электронном виде на всей территории РФ, - сообщили в пресс-службе Южного ГУ Банка России. - Онлайн продажи должны существенно повысить доступность услуги автострахования, особенно в проблемных регионах.

Крым как раз относится к ним: многие крупные компании не рискуют открывать отделения здесь, работая через сеть агентов. А из представленных компаний не все имеют лицензии на продажу полисов ОСАГО. Выбор среди компаний и так ограничен, а тут еще после массовой перерегистрации машин во второй половине 2016-го крымские автомобилисты создали в страховых компаний большие очереди. К концу года они уменьшились, но проблема доступности ОСАГО осталась.

- Я в начале января покупал полис и удивился, насколько это непросто сделать, - рассказывает симферополец Иван Кравец. - Приобрести страховку через Интернет не получилось, сайты страховых компаний работали плохо. В нескольких офисах мне сказали, что бланков ОСАГО нет. В результате пришлось искать знакомых в этой сфере и решать проблему через них.

О том, что сайты страховщиков работают через раз, автомобилисты регулярно жалуются друг другу на форумах в Интернете. "Кнопка "оплата" не работает", - пишет Николай. "С регистрацией были проблемы, но по сравнению с тем, что началось потом, это просто пшик, - рассказывает на форуме Александр. - Полис не пришел на электронный ящик. Я составил обращение в службу поддержки, которое получило статус "исполнено" 16 января, но полиса до сих пор нет. Скачать его из личного кабинета нельзя, вываливается ошибка "файл не найден". Сотрудники горячей линии просят продиктовать e-mail по телефону (хотя адрес указан в личном кабинете), чтобы выслать полис повторно, но все равно ничего не приходит".

"Крымчане не жаловались"

В РСА говорят, что сейчас все уже в порядке.

- От крымчан обращений было немного, - рассказал "РГ" руководитель обособленного подразделения РСА в ЮФО Республике Крым в Симферополе Юрий Ревтюх. - В основном проблемы возникали, когда автомобилисты невнимательно заполняли форму регистрации, и система выдавала ошибку. В первые дни января, конечно, были и технические сложности: сайты страховых агентств не выдерживали возросшего количества посетителей, но сейчас все нормально.

Кстати, по информации РСА, с начала января в России было продано более 150 тысяч электронных полисов ОСАГО, что составляет почти половину от общего количества таких договоров, заключенных за весь прошлый год. В рабочие дни среднее число заключаемых договоров в день достигает 10 тысяч. На тот случай, если страховщик по техническим причинам не сможет осуществлять продажи электронных полисов, РСА разработал систему замещения.

- В случае невозможности заключения электронного договора страховщиком, к которому вы обратились, вам будет предложено перейти на сайт другого страховщика (замещающего), - объяснил президент РСА Игорь Юргенс.

Кто-то из пользователей воспользовался услугой, иные выходили из положения, заполняя бланки в нерабочее время, когда количество посещений уменьшается и сайты способны их переварить. Кто-то предпочел сделать скриншот со временем и датой предпринимаемой попытки заключить договор ОСАГО и направить его в Центробанк.

Внимательность не помешает

В пресс-службе Южного ГУ Банка России говорят, что страховщики обязаны обеспечить непрерывную и бесперебойную работу своих сайтов, а Банк России установил спецтребования, которые должны соблюдать все страховщики. Следование им позволит избежать ситуаций, когда сайты постоянно "висят" или закрыты на технологические работы и приобрести полис невозможно. К примеру, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики имеют право проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22 до 8 часов утра. Кроме того, информационные системы страховщиков и РСА должны быть настроены таким образом, чтобы обеспечить заключение договора в течение 30 минут с момента отправки через сайт оформленного заявления на страхование. Это позволит пресечь такие злоупотребления, как длительный показ рекламы во время покупки.

В ЦБ пообещали контролировать то, как страховщики соблюдают требования о бесперебойности продаж электронных полисов ОСАГО, напоминая, что не менее важно, чтобы автовладельцы внимательно заполняли информацию на сайте.

Очевидно, что сложности с покупкой электронных полисов временные, и страховщики постепенно наладят работу своих сайтов и взаимодействие их с автоматизированной информационной системой РСА.

Между тем

Благодаря введению электронных полисов ОСАГО у крымчан появилась возможность выбрать любого страховщика, имеющего лицензию на продажу полисов ОСАГО, тогда как совсем недавно они вынуждены были довольствоваться теми, кто рискнул зайти работать в Крым. Кстати, 99 процентов страховщиков с материка уже имеют в Крыму своих партнеров, которые будут принимать документы у автомобилистов, попавших в ДТП. Кто и чьи интересы представляет, можно узнать в Крымском управлении РСА.

Справка "РГ"

Для заключения электронного договора ОСАГО необходимо зайти в свой личный кабинет на сайте страховщика, зарегистрировавшись на сайте или через портал государственных услуг РФ. После авторизации в личном кабинете нужно заполнить электронную форму заявления. Указанные в нем сведения будут проверены через автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА). Если они не совпадут или в АИС РСА данные вообще отсутствуют, страховщик направит на указанный автомобилистом адрес электронной почты уведомление, перечислив несоответствия. Эта информация должна быть отображена и в личном кабинете на сайте страховой компании. Кроме этого автомобилисту сообщат, электронные копии каких документов необходимо представить, чтобы рассчитать размер страховой премии. Документы потребуются те же, что и при оформлении страховки в офисе: паспорт, водительское удостоверение, паспорт техсредства и диагностическая карта (для автомобилей старше трех лет). Электронные копии должны полностью воспроизводить информацию подлинника документа, текст свободно читаться, видны даты, реквизиты, надписи, печати. После этого страховщик должен отобразить на сайте расчет страховой премии (стоимость полиса при покупке в офисе страховой компании или через интернет одинаковая). Далее автовладелец может оплатить заключение договора с помощью банковской карты или иным способом. После чего страховщик направит электронный полис ОСАГО на адрес страхователя и разместит его в личном кабинете. Полис необходимо распечатать и иметь при себе во время управления транспортным средством. Сотрудники ГИБДД могут проверить подлинность полиса по электронной базе данных.