Здание филармонии выглядело в вечер открытия, подобно сувенирной рождественской открытке. В окружении нарядных елок и нотной инсталляции историческое здание бывшей лютеранской кирхи, построенное во Владикавказе1866 году в модном тогда стиле "неоготики" - из красного кирпича, с цветными витражами, со шпилем в тридцать метров и готической аркой портала, впервые за все послереволюционные годы предстало в первозданной архитектурной красоте. Многие годы оно находилось в руинированном состоянии, изуродованное хаотичными пристройками советских времен, а в последние десять лет - в аварийном состоянии, непригодном для эксплуатации. Филармония, в которой работают несколько коллективов - симфонический и камерный оркестры, Мужской хор национальной песни и Молодежный оркестр народных инструментов, функционировала все это время на выездах.
Решение по реконструкции здания было принято предыдущим президентом республики Тамерланом Агузаровым, пораженным масштабом разрушения культурного объекта. При Вячеславе Битарове работы были доведены до конца, причем, полностью за счет спонсорских вложений - уникальный случай, объединивший вокруг проекта филармонии осетинский бизнес и общество. Общими усилиями была проведена реставрация исторического фасада кирхи, для которой закупался специальный "царский" кирпич, Валерий Гергиев прислал медные листы для кровли кирхи, были воссозданы витражи из цветного стекла, восстановлена в аутентичном виде готическая арка. В зале подняли потолки на 3,5 метра, увеличили пространство сцены, создали комфортные зоны для артистов, публики, вип-гостей. Работы по акустике курировал приглашенный Гергиевым Ясухиса Тойота, один из крупнейших в мире специалистов, создавший уникальную акустику Концертного зала Мариинки и работающий сейчас над акустикой нового концертного зала в Зарядье. Следующим этапом работ во Владикавказской филармонии станет установка французского органа в 26 регистров - еще одно приношение филармонии от Гергиева.
Открытие обновленной филармонии обставили как национальный праздник - с бурками, папахами, музыкой, неоновыми инсталляциями на входе и концертом, транслировавшимся в Осетии, с участием Мариинского оркестра и Сводного детского хора Республики Северная Осетия - Алания. Прозвучали части кантаты Ларисы Кануковой "Солнечная" и неувядающая "Широка страна моя родная" Исаака Дунаевского. В Фортепианном концерте Франсиса Пуленка дебютировал с Мариинским оркестром Абисал Гергиев,16-летний сын маэстро, ученик 9-го класса средней специальной музыкальной школы при Петербургской консерватории, очаровавший зал не демонстративной виртуозностью, а тонкой музыкальностью и продуманностью трактовки. Во втором отделении звучали Первая симфония Сергея Прокофьева и Скрипичный концерт Иоганнеса Брамса в исполнении венгерского скрипача Кристофа Барати. А его сольный "бис” - Largo из Сонаты №3 Баха позволил оценить, как акустически ясно, прозрачно звучит в этом зале каждая нота, штрих, динамическая деталь исполнения.
По словам директора филармонии, пианиста и композитора Ацамаза Макоева, список музыкантов, желающих выступить в новой Владикавказской филармонии уже перевалил за сто: "У меня уже очередь выстроилась. Многих я знаю только заочно, по фотографиям. Они все хотят приехать сюда, говорят, нам деньги не нужны, мы хотим попасть в этот зал". Директор надеется, что на этой сцене выступят и крупнейшие осетинские дирижеры с мировыми именами - Туган Сохиев, Юрий Темирканов. Ведь именно здесь, в кабинете директора, на рояле Блютнер, на котором играл еще Святослав Рихтер, занимался юный Сохиев, готовившийся к поступлению в Петербургскую консерваторию. Теперь здесь занимаются юные музыканты-дирижеры, которых патронирует директор филармонии. Пятеро из них уже дебютировали на сцене Большого зала консерватории с оркестром Мариинского театра в концерте, посвященном 100-летию знаменитой осетинки-дирижера Вероники Дударовой. Возможно, дирижерский профиль и развитие симфонического оркестра, ставшего в 1944 году базой для образовавшейся во Владикавказе филармонии, будет трендом осетинской филармонии. Так же, как и остававшаяся многие годы в центре ее интересов музыка современных осетинских композиторов, которая звучала здесь практически в каждом концерте. Валерий Гергиев надеется также, что новый орган, который установят здесь в 2017 году, привлечет в зал новые имена, идеи, проекты, чтобы Владикавказская филармония, как и в прежние советские времена, была центром музыкальной жизни на Северном Кавказе.
Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра:
- Я хотел бы организовать здесь органный фестиваль, потому что где еще на территории Кавказа, да и вообще в России, вы найдете такое здание кирхи со столь впечатляющей архитектурой и чтобы там был филармонический зал? Мне кажется, надо вообще создать Ассоциацию залов России, имеющих орган. Их не так много, единицы. И эти залы надо беречь, потому что органы имеют очень сложные условия содержания. Конечно, новый зал филармонии во Владикавказе я постараюсь наполнить хорошими программами. Возможно, мы сделаем здесь что-то наподобие Владивостокского фестиваля - в двух-трехдневном формате. Думаю, что и Мариинский оркестр будет регулярно выступать здесь - раз в два-три года. Владикавказу как городу, как культурному центру не нужны какие-то исторические усилия, чтобы поставить его не карту музыкальной России. Этот город всегда был одним из опорных культурных центров громадной территории юга России. Здесь всегда происходили интересные события, выступали великие - Рихтер, Ойстрах, Гилельс и огромное количество мастеров того времени, проводились яркие, насыщенные сезоны. Будем делать все, чтобы традиции эти продолжились.