О ходе сложной спасательной операции корреспонденту "РГ" в подробностях рассказал начальник Эльбрусского высокогорного спасательного отряда МЧС России Абдулах Гулиев.
Восхождение двух альпинистов из подмосковной Электростали вполне могло обернуться трагедией. То, что ноги замерзают, опытный альпинист почувствовал еще на высоте 4800 метров, на скалах Пастухова. Правильным решением было бы вернуться, температура до минус пятидесяти с сильным ветром в этих местах не редкость.
Но спортсмены еще до восхождения самонадеянно написали в соцсетях, мол, что такое для таких, как они, Эльбрус, и восхождение было продолжено, но дойти удалось только до седловины, последнего пристанища перед восхождением на вершину. Там, на высоте 5300 метров, в деревянной сторожке окончательно стало ясно, что угроза потерять сильно обмороженную левую ногу у Максима вполне реальна. Тогда второй альпинист Андрей Баклашов, по согласованию с Максимом Топоровым, отправился вниз в одиночку. Тот остался один в неотапливаемой хижине.
Спустившись вниз в так называемый "приют 11" лишь под вечер, он сообщил спасателям о случившемся. Группа перед выходом зарегистрировалась у спасателей, а потому они знали, где искать пострадавшего. Об использовании в спасательной операции вертолета нечего было даже и думать при таком ветре. Ночью все выходы при такой погоде во всем мире также запрещены.
Но с самого раннего утра группа спасателей немедленно отправилась на поиски, несмотря на то, что погода портилась на глазах.
Пробираться пришлось через так называемый "бутылочный лед". Так профессионалы называют сплошной ледовый панцирь на склоне, который крепкий как сталь и за который даже "кошки" профессионального альпинистского оборудования не цепляются. На таком льду сильнейший ветер просто сдувает людей вниз - им не за что держаться.
Спасателям пришлось в условиях экстремально низких температур и при сильнейшем ветре бурить лед, навешивая перила, и только так идти вверх. Успеть надо было дотемна, и они успели.
Примерно в половине второго дня они добрались до хижины в седловине Эльбруса, откуда спускать альпиниста планировалось на акье. Так называются используемые в горах носилки.
Спасательная операция завершилась успешно. Как сказал Абдулах Гулиев, спасенный альпинист поблагодарил МЧС за профессионализм, связанный с риском.
Вообще, в этом году Эльбрус переживает небывалый наплыв альпинистов.
Если раньше средний показатель регистрировавшихся групп редко достигал полутора тысяч, то в этом году обязательную регистрацию прошли 2028 групп.
При этом сотрудники Эльбрусского высокогорного спасательного отряда за год приняли участие в трехстах спасательных операциях, сохранив жизни 298 спортсменам.