Алексей Васильевич, тенденция на разговоры "в мирном тоне" сохраняется?
Алексей Михеев: Да, что касается агрессивной лексики, то она вообще практически исчезла. Если в 2014 году был пик словотворчества ненависти, прежде всего связанный с украинским конфликтом, то в 2015-м остатки этого тренда ушли на второй план, а сейчас я просто не вижу никаких примеров такого рода.
Общественное внимание переключилось с внешних проблем на внутренние. Появился целый список новых слов и выражений, связанных с экономической ситуацией. Цепочка слов-2015, характеризующая международные отношения, - "санкции", "антисанкции" и "импортозамещение", - в 2016-м продолжилась словами, посвященными позитивным и негативным экономическим изменениям внутри страны. Появились такие порой парадоксальные словосочетания, как "отрицательные темпы роста". Или более изящное выражение - "экономический декаданс". А вот еще один яркий неологизм, принадлежащий Герману Грефу: "страна-дауншифтер".
Есть и позитив. Например, в этом году возникли словосочетания с положительной коннотацией: "новая нормальность", "новые возможности", "внутренний туризм".
В 2015-м аналитики назвали фразой года слова президента России о дестабилизации в арабском мире, в которой виноват Запад: "Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?". Чем отметился 2016 год?
Алексей Михеев: По мнению посетителей нашего портала, фраза года, которая стала мемом и которая в себе концентрирует все стороны нашей внутренней ситуации, - это высказывание Дмитрия Медведева в Крыму: "Денег нет… Но вы держитесь. Всего хорошего". Дела вроде бы не самые позитивные на данный момент, но есть некоторая перспектива, некоторые обещания на будущее.
Американский сайт "Dictionary.com" главным словом-2016 выбрал слово "ксенофобия". Оксфордский словарь - "постправда". Можно ли сказать, что политика так и не уходит из главных словотворцев?
Алексей Михеев: Если говорить о русских словах, то как раз наоборот. Результаты этого года свидетельствуют о том, что появляется мало новых терминов, относящихся собственно к политике и идеологии. А вот с экономикой, напротив, связано много и новых слов, и новых значений старых слов. Например, "самострой" и "ларьки", которые описывают снос торговых точек в Москве, и описывающее начало этой акции выражение "Ночь длинных ковшей". Лексика-2016 запечатлела довольно острую и волнующую наших людей проблему социального расслоения. В связи с вызывающим поведением "золотой молодежи" в сети активно обсуждались "гелендвагены". Чуть ли не в анекдот попала "уборщица Газпрома", которая, опять же скажем, используя новые глаголы, "намыла" или "наподметала" себе на очень дорогую сумочку.
И все же, если по примеру ваших зарубежных коллег назвать главное слово года?
Алексей Михеев: На нашем портале главным становится то слово, которое получило больше всего лайков, больше позитивных оценок участников группы. Но надо сказать, что это не всегда соотносится с объективными данными. Поэтому у меня есть свое личное представление о том, какие слова являются главными. С моей точки зрения, главным событием года были Олимпийские игры и проявившаяся в связи с ними тенденция "презумпции виновности". Знаковым и показательным стало название препарата "мельдоний", в приеме которого обвинили не только отдельных спортсменов, но целую команду, включая паралимпийскую сборную. Слова "паралимпийцы" и "паралимпиада" тоже входят в число главных слов года.
Появились ли новые модели словообразования? Типа "псакнуть"?
Алексей Михеев: Пожалуй, модель образования новых слов от фамилии ньюсмейкера сохранилась. В этом году главной такой словообразовательной единицей стала фамилия нового президента США Трампа. Появился термин "трампизм". Не очень понятно, что он обозначает, но употребляется активно.
Придумали и каламбур, связанный с тем, что Трамп переезжает в Белый дом, который теперь будет называться "Трампунктом".
Одной из фраз года стал стишок, который появился в сетях после объявления результатов американских выборов. В нем обыгрывалась известная песенка из фильма "Обыкновенное чудо": "Вот и славно, Трамп-пам-пам..."
Еще одно новое выражение перешло в политический сленг из лексикона футбольных болельщиков - это "топить" за кого-то, в смысле поддерживать. Очень часто в ходе предвыборной кампании употреблялось словосочетание "топить за Трампа". Благодаря новому президенту США русский язык прирос новым значением слова.
Из заметных словообразований, связанных с внешним миром, можно назвать, конечно же, "брекзит", которое признали лидером мои коллеги-эксперты из группы "Слово года".
Какое слово лидирует в декабре? Вы ведь подводите итоги каждого месяца…
Алексей Михеев: В телесериале "София" появилось забавное слово-эвфемизм "новгородствующие". Оно пока возглавляет список декабря.