Он рассказал, что Авторский совет РАО подготовил письмо президенту страны Владимиру Путину с просьбой помочь и придумать такую структуру РАО, чтобы в ней была государственная составляющая.
"Главный вопрос на сегодня - ситуация в связи с попыткой захвата РАО, которая парализует, затрудняет работу организации. Мы сейчас практически обезглавлены - в связи с тем, что бывший гендиректор РАО, Сергей Федотов, находится в местах не столь отдаленных. Мы должны писать песни, стихи, а приходится управлять очень сложной организацией, противостоять "разборкам" и криминалу. Боюсь, сами не справимся", - сказал Игорь Матвиенко.
Он уточнил, что Авторский совет подготовил предложения насчет того, как реструктуризировать организацию, но вдаваться в подробности не стал. Сказал лишь, что речь идет не о схеме, ранее предложенной минэкономразвития. Суть ее была в том, чтобы сделать государственной сферу коллективного управления правами и преобразовать авторские общества в государственно-правовые компании.
Хотя Матвиенко признался: если в профильном министерстве примут именно такое решение, для РАО это тоже выход, при условии, что в организации сохранится Авторский совет. Самой же организации ближе варианты управления ею крупной медиакомпанией с государственным капиталом.
"Мы хотели бы создать наблюдательный совет, куда бы вошли не только авторы, но может быть, издатели, крупные медиа. Плюс - совет директоров. Это нужно для того, чтобы сделать максимально прозрачной ситуацию с выплатой авторского гонорара, потому что невозможно, чтобы, как раньше, "посторонние" люди оставляли себе по 40-50 процентов от заработанных авторами cумм", - сказал он.
Соответствующее письмо будет направлено в высшие органы власти в ближайшее время. Если будет принята новая форма существования организации, то, возможно, придется менять ее устав, не исключил глава РАО.
Также Игорь Матвиенко рассказал, что выявлены крупные финансовые "утечки" - около одного миллиарда рублей. Они ушли к оппонентам РАО и зависли в банках, аффилированных с ними. В итоге пострадали авторы для которых эти отчисления являются основным средством существования.
Тем не менее, несмотря на сложную ситуацию, в РАО поступило в этом году по предварительным подсчетам порядка четыре миллиарда рублей авторских сборов, это практически столько же, сколько было собрано в прошлом году. И это хороший результат.
"Недобросовестные плательщики пользуются ситуацией и задерживают платежи в общество или вовсе их не делают. Мол, пусть сначала внутри организации между собой разберутся, а мы уже потом решим, платить ли и кому", - сказал Игорь Матвиенко. И заверил: будут приложены все усилия, чтобы авторские сборы продолжали поступать, и 26 тысяч авторов по-прежнему получали гонорары.
По словам члена авторского совета композитора Александры Пахмутовой, речь идет не только о процветающих авторах, живущих в столичных городах, но и о сценаристах, композиторах и представителях других творческих профессий из малых городов, где может быть только один театр, и эти гонорары могут являться единственным источником дохода творческих людей. "К сожалению, находятся люди, которые хотят воспользоваться ситуацией. Мы хотим, чтобы справедливость восторжествовала", - сказала она.
Вместе с тем Игорь Матвиенко считает, что из всех существующих организаций аналогичного профиля РАО при всех недостатках - самая прозрачная. "То, что происходит в некоторых других ОКУПах (организациях коллективного управления правами), приводит порой к тому, что их члены денег совсем не видят. Нередко они расходятся по "левым" фирмам, офшорам, зависают в банках, ассоциированных с людьми, которые управляют этими компаниями".
По информации президента Авторского Совета РАО, в следующем году организацию ждут выборы нового генерального директора. Предположительно они состоятся в первом квартале 2017 года на легитимной конференции.
Чисто технически организовать ее быстрее не получится - авторов надо оповестить, опросить, предварительно провести еще один Авторский совет - он намечен на начало года. На вопрос журналистов о возможных кандидатурах Матвиенко ответил, что Авторский совет "думает" над этим, конкретных кандидатур пока нет.
"Я очень бы не хотел допустить раскол среди авторов, как это было в свое время среди кинематографистов. Творческие люди многих вещей недопонимают. И они становятся орудием в руках опытных манипуляторов. А это самое страшное", - сказал он. И добавил, что в настоящее время в организации полным ходом идет создание электронных кабинетов правообладателей по указанию Правительства РФ, пока они тестируются, а в начале следующего года будут запущены, и тогда каждый автор сможет в любой момент получить исчерпывающую информацию о суммах причитающихся ему гонораров и из чего они складываются.
Всего в России работают четыре ОКУПа - Российское авторское общество, Российский союз правообладателей, Всероссийская организация интеллектуальной собственности и Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства.