В противовес этому, отметил посол, Александр Рар предлагает создать группу стран с одинаковыми экономическими целями. Он выдвигает необычный тезис о том, что Запад особенно подходит для России как сотрудник по модернизации. В книге автор говорит о двух путях развития Европы. Первый - это создание общеевропейского дома на основе общих культурных ценностей. Второй - укрепление американо-европейской солидарности. Владимир Гринин видит основной вывод книги так: "Надо отойти от вопроса "кто виноват?", подойдя к решению вопроса "что делать?" Подлинное единство и безопасность европейского континента, подчеркнул дипломат, можно обеспечить только на основе взаимных решений и равноправия.
После презентации Александр Рар ответил на вопросы "РГ".
Уважаемый Александр Глебович, хотелось бы задать вам несколько вопросов по теме вашей книги. Как вы думаете, какие страны могут войти в западный антироссийский блок?
Александр Рар: Ангела Меркель будет наверняка пытаться создать антироссийский блок. Ведь сейчас речь идет о том, что после избрания Дональда Трампа президентом США американцы постепенно будут действовать менее активно в НАТО и перестанут давать деньги Европе. Кто-то, однако, будет должен поддерживать трансатлантический блок. Антироссийски настроенные страны, как, например, Англия, Швеция, Польша, обязательно пойдут за Германией в этом вопросе. Со всей вероятностью в антироссийский блок войдут также три прибалтийские республики, Бельгия и Чехия. Однако надо сказать, что многие южно-европейские страны хотят наладить отношения с Россией. Это прежде всего Австрия, Италия, Греция и Болгария. Я думаю, к России может повернуться и Голландия, так как там уже усиливаются настроения против антироссийских санкций. Наверное, против антироссийской коалиции будет и Финляндия. Естественно, когда Трамп придет к власти, картина будет вырисовываться еще более отчетливо. Однако я, в принципе, исхожу из того, что создать более-менее успешную антироссийскую коалицию из расколотых по духу европейских стран будет невозможно. Многие страны все же всегда смотрят в направлении США, а если там будет намечаться изменение политической линии в отношении России, то этому последуют и многие европейские государства. Конечно, Германия хотела бы возглавить здесь, в Европе антироссийскую коалицию, но может потерпеть в этом деле крах из-за того, что большинство стран за ней просто не последуют.
И вы считаете, что Германия может все же встать во главе антироссийского блока?
Александр Рар: Да, есть опасность того, что Меркель к этому стремится. Она видит себя в роли лидера либерального мира. Для канцлера ФРГ понятие "европейские ценности", под которыми она подразумевает демократию и права человека, превыше всего. Меркель считает, что эти так называемые "ценности" должны стоять над национальными, экономическими и геополитическими интересами. С этой позиции ее просто невозможно сдвинуть, и, руководствуясь ей, Меркель попытается найти единомышленников среди европейских русофобов.
С учетом того, что Россия закрепляется в Сирии, какой будет риторика Меркель в ходе избирательной кампании 2017 года?
Александр Рар: Проблема Меркель будет в том, что Дональд Трамп потребует от европейских стран повышать военные расходы в НАТО. Об этом будущий президент США уже говорил. Поэтому как лидеру антироссийского блока Меркель надо будет попытаться убедить население в важности повышения бюджетных ассигнований на военные расходы. Поэтому уже сейчас немецкие СМИ ведут кампанию против России, чтобы разжигать соответствующие настроения граждан. Например, постоянно говорят о виртуальных кибератаках на немецкие власти, якобы идущих из России. В Германии нагнетается атмосфера страха, дошло даже до сообщений о том, что Россия будет манипулировать выборами в Германии. В последнее время о российской угрозе практически ежедневно пишут все газеты и говорится во всех новостях. Однако эта риторика отбрасывает Германию в прошлое столетие. Как и тогда, христианские демократы, однопартийцы Меркель, разыгрывают карту "российской пропаганды", чтобы вызвать у народа защитный рефлекс. Кроме того, именно на волне антироссийских веяний видна уже ранее наметившаяся "дружба" блока ХДС/ХСС под руководством Меркель и "Союза 90-х/Зеленые". Эти две политические силы, которые раньше не могли договориться ни по одному вопросу, видимо, будут теперь поддерживать друг друга на выборах, руководствуясь критической по отношению к России риторикой, ставшей объединяющим их элементом. Это опасно, поскольку увеличивает шансы Меркель остаться на четвертый избирательный срок при создании коалиции с "Зелеными".
На фоне этих развитий, какова, на ваш взгляд, перспектива российско-американского сближения?
Александр Рар: Поскольку Трамп - человек бизнеса, он мыслит вполне практично. Новый президент США не будет следовать политике "отстаивания ценностей". Прекрасно понимает, что с Россией надо торговаться на равных, чтобы отстаивать свои приоритеты при обсуждении политических вопросов, и что морально ее задавить не удастся. Поэтому он будет настроен на конструктивный диалог с Россией. Он сможет договориться и по вопросам Афганистана, где США и Россия могут совместно сдерживать экстремистов, и Сирии, и других стран. Думаю, что он решительно вступит с Россией в антитеррористическую коалицию. Однако здесь, в Германии, это развитие событий рассматривается чрезвычайно критически, по принципу "до наоборот": чем больше договоренностей с Россией, тем больше критики. Однако в Америке настроения будут изменяться. Естественно, новый американский президент не будет пытаться идти против России, как это делал Барак Обама. Думаю, что стоит ожидать из Вашингтона отмашку на снятие санкций во второй половине 2017 года. Ведь совершенно понятно, что Европа придерживается их только в угоду США и нынешнему президенту. После прихода Трампа к власти ни с чем останутся Польша, Прибалтика, Украина и Грузия, которые постоянно делали ставку на Америку. С Германией у них не было таких связей, как с США. С поворотом Америки в сторону России у этих стран начнутся большие проблемы - как финансовые, так и политические.