Впервые за последние 15 лет наши школьники подошли по математической грамотности к среднему значению других стран: мы набрали 494 балла, а средний показатель - 490. Впереди России 19 стран, включая Сингапур, Гонконг, Макао, Тайвань.
Эксперты называют несколько причин того, что блестящих результатов у нас пока нет: юные россияне не привыкли, что ответом на математическую задачу может быть не цифра, а умозаключение. Они не умеют пользоваться данными, которые не приведены в условиях задачи, и не очень пока научились решать задачки "из жизни". Например: "В пиццерии продаются две пиццы. Одна диаметром 30 см, которая стоит 30 монет, другая 40 см. И стоит 40 монет. Какую пиццу выгоднее купить?"
С читательской грамотностью дела обстоят лучше, чем прежде, но тем не менее впереди нас 15 стран. В том числе тот же Сингапур, США, Франция, Швеция. Наши ребята набрали 495 баллов при среднем показателе 493.
С естествознанием тоже стало благополучнее. Свой балл мы повысили, но до среднего так и не дотянули. У России 487 баллов, а среднее международное значение - 493. Всего впереди нас 27 государств.
В заданиях на естественно-научную грамотность учеников не просят назвать все кости скелета или перечислить всю таблицу Менделеева. Наши школьники, может, и справились бы с таким заданием. Но им предлагаются такие вопросы: "Какие витамины помогут улучшить зрение и в каких продуктах они есть?" Ответы для выбора : "А - морковь, рыбий жир, чеснок, сливочное масло. B, D - рыбий жир, морковь, печень рыбы, чеснок. A, C - морковь, лимон, капуста, лук, чеснок. C, D - рыбий жир, морковь, печень рыбы, лимон, чеснок".
Надо сказать, практико-ориентированные задачки в российских учебниках уже тоже появились. Например, учеников 6-го класса на математике просят определить, сколько молока с жирностью 3 процента на 1 кг надо взять, чтобы получить 1кг 150 граммов сметаны с жирностью 20 процентов. Понятно и без сложных вычислений, что молока надо как минимум в 7 раз больше.
Проблема в том, что учебные дисциплины у нас отделены друг от друга "бетонной стеной". И никто не учит школьников на уроках физики пользоваться знаниями из курса биологии, а на уроках математики - географическими данными. Отсюда и результаты: наши ученики добиваются успехов, как правило, там, где надо действовать по заданной схеме. А если им предлагают другие задания - возникают проблемы. Это же показало и другое исследование - TIMSS, которое охватывает 4-й, 8-й и 11-й классы.