В Москве открылась выставка "Россия. XXI век"

"Мы вступили на путь глубоких перемен. Это наш с вами выбор..." - Михаил Горбачев, новогоднее обращение к советскому народу, 1986 год. И рядом: "Говорите "ускорение", но это лишь голые, ничем не обоснованные слова. Великая держава все больше становится похожей на Русь, разоренную Батыем", - телеграмма Горбачеву от неизвестного жителя Москвы. Этими трагическими по остроте противоречий друг другу документами в Музее современной истории России открывается экспозиция "Россия. XXI век: вызовы времени и приоритеты развития".

На интерактивном экране меняются лица знаковых фигур перестроечной страны: Сахаров, Листьев, Лужков, Дудаев... Выставка превосходит заявленный временной период, самой интересной своей частью (1985-1999 годы) оставаясь в минувшем столетии. Однако большинство посетителей вряд ли смогут назвать те времена историей, поскольку с трудом осознается прошлым своя собственная жизнь, с неушедшими подробностями быта, голосами из телевизора, политическими пристрастиями, услышанными в очереди за "ножками Буша", песнями Цоя...

На выставке нет никакой назидательности, никакой пропаганды, мы приглашаем посетителей к размышлению о недавней истории страны

Это первый опыт именно музейной презентации новейшей истории России. Экспозиция будет обновляться чуть ли не в режиме реального времени, дополняясь артефактами настоящего: медалями со спортивных соревнований, картами и планами нового строительства... Сейчас выставка - это 700 квадратных метров, 1400 предметов, специальные образовательные программы, распределенные в 14 мультимедийных киосках, 10 тысяч документов, фотографий, аудио- и видеозаписей. Некоторые сделаны специально для выставки. Например, интервью командующего Черноморским флотом адмирала Касатонова о том, как он отказался принять присягу Украине. Среди музейных свидетельств о главных событиях новейшей истории реликвии с инаугурации единственного президента Советского Союза Михаила Горбачева, простыня с надписью кровью "Не стреляйте в нас!", которую вывесили заложники в Буденновске, личные вещи депутата СССР Галины Старовойтовой, глав правительства Черномырдина и Примакова, ручка, которой президент Владимир Путин 18 марта 2014 года подписал договор о принятии Крыма в состав России, обрывок черного флага террористов из Пальмиры.

Нужно признать: авторам удалось избежать пафосных акцентов на повернувших историю России событиях. "На выставке нет никакой назидательности, никакой пропаганды, мы приглашаем посетителей к размышлению о недавней истории страны. Так как выставка охватывает последние тридцать лет, эта история развивалась у ныне живущего поколения прямо на глазах, поэтому мы никоим образом не хотим мифологизировать ни один из периодов за эту тридцатилетку", - сказала на открытии гендиректор музея Ирина Великанова.

Основными консультантами музея выступил Историко-архивный институт РГГУ, а также Институт российской истории РАН, музей руководствовался официальными документами и хрониками.

Вот восторженная записка, сделанная Алексеем Германом во время 27-го съезда КПСС: "Для нас, художников моего поколения - съезд революционный. Мы ощущаем свою нужность, а это в итоге главное". А.Герман. Март, 1986. Или потрясающие свидетельства гласности и свободы СМИ в виде персонажей программы "Куклы".

А вот другие документы и экспонаты, жесткие и горькие. Они утверждают: эйфория от ожидания перемен, о которых пел Цой, рассеялась очень быстро. Среди них кастрюля - оружие Марша голодных, карточки на сахар, соль и водку... В отчете Министерства торговли и материальных ресурсов РСФСР за декабрь 1991 года, подписанном одновременно с документом о конце Советского Союза, отмечается катастрофический недобор мясопродуктов. И телеграммы очередному съезду, говорливому и увлекательному по телевизору: "Остановите беспредел... Обяжите правительство вернуть трудовые сбережения".

Экспозиция собиралась и самими сотрудниками, которые присутствовали на заседаниях I Государственной Думы, искали будущие экспонаты на баррикадах 1991 года. Оттуда артефакт - большой кусок картона с надписью: "Солдаты, не стреляйте в своих братьев!". Музейщики работали и среди участников живого кольца вокруг Белого дома в 1993-м. Идем по забранной под стекло мостовой октября 1993 года и внутренне содрогаемся, наступая на расстрелянные гильзы, обрывки газет и листовок, окровавленные бинты.

Была ли внутренняя цензура у составителей экспозиции? Как рассказала "РГ" заместитель генерального директора музея по научной работе Тамара Казакова, музейщики руководствовались только законом, то есть исключили из показа лишь документы, которые могли быть истолкованы как призывающие к экстремизму.