08.12.2016 20:25
Поделиться

Валерий Выжутович: Экономический кризис стал привычной реальностью

Экономический кризис стал привычной реальностью и заставил к себе притерпеться. Об этом говорят данные пятой волны мониторинга социальных настроений, проведенного Институтом социологии РАН. Тревожность, озабоченность, скепсис - эти вечные спутники нестабильности отступили на уровень осени 2014 года, дав некоторый простор оптимистическим ожиданиям и надеждам на благотворные перемены. Людей, отмечающих улучшение ситуации, сейчас стало больше - их 30 процентов (в марте 2016 года было 19). А число скептиков уменьшилось, хотя их все-таки 51 процент. Менее мрачным стал видеться и завтрашний день: 8 процентов граждан говорят, что их материальное положение улучшилось, а 24 процента ожидают улучшения в будущем году.

Состояние общественной атмосферы сейчас тоже оценивается более позитивно. С марта 2015 года по март 2016-го усиление напряжения отмечали 61 - 64 процента населения, в октябре эта доля снизилась до 52 процентов. Изменилось и соотношение предпочтений в выборе между стабильностью и переменами. Более 60 процентов населения по-прежнему за стабильность, но число желающих перемен возросло до 39 процентов. Все предыдущие годы, начиная с конца 90-х, доля требующих стабильности постоянно росла, а количество сторонников перемен неуклонно сокращалось. Но если прежде большинство не хотело перемен, потому что было удовлетворено жизнью и политикой Путина, то теперь не хотят, потому что боятся, как бы не стало хуже.

Ухудшения личного материального положения из-за кризиса большинство населения не ждет

Преисполнена оптимизма и власть. "Мы уверены, что самое тяжелое в российской экономике позади, - заявил на российско-сингапурском бизнес-форуме первый вице-премьер Игорь Шувалов. - Доходы населения не растут так, как нам бы хотелось. Но мы отмечаем, что по некоторым группам населения реальные доходы все-таки хоть немного, но растут. Падение доходов закончилось. Надеемся, что в будущем году это уже будет тенденцией для всех групп населения. И потребительский спрос должен в будущем году ожить".

Что в России сейчас экономический кризис, признает большинство населения (среди бедных - более 80 процентов, среди богатых - 70). А еще недавно половина российских граждан считала, что кризис не начался. О причинах кризиса разные слои населения говорят по-разному. Треть респондентов "Левада-центра", среди которых самые молодые и самые богатые, считают, что это следствие спада в мировой экономике и падения цен на нефть. Около четверти опрошенных (среднеобеспеченные граждане), напротив, полагают, что кризис вызван внутренними причинами: непомерные военные расходы, неэффективное управление, плохая работа госкорпораций и т.п. И 40 процентов россиян, представляющих беднейшие слои населения, обвиняют в кризисе чиновников.

Как показывают опросы, большинство граждан уповают на то, что "правительство людей не бросит"

Как долго может продолжаться кризис? Четверть населения считает, что он будет очень продолжительным, с многолетними последствиями, четверть - что он протянется год-полтора, четверть - что кризис продлится не менее двух лет. Большинство же (две трети) считают, что "самые тяжелые времена уже позади" или что "мы переживаем их сейчас". Только треть опрошенных полагают, что "главные испытания еще впереди". Ухудшения личного материального положения из-за кризиса большинство населения не ждет. Более 40 процентов россиян уверены, что будут жить так же, как сейчас; 27 процентов надеются, что будут жить лучше; 18 процентов ожидают, что их жизнь значительно или несколько ухудшится. Вера российского большинства в светлый, несмотря ни на какие кризисы, завтрашний день имеет свою природу. Это вера людей, которым в общем-то нечего терять. Согласно опросам 72 процента граждан не имеют сбережений.

Примечательно и другое: экономический кризис пока не конвертируется в политическую нестабильность. Что протестные выступления вероятны, полагают 27 процентов опрошенных, но большинство (77 процентов) участвовать в них не собираются. Кто-то (37 процентов) считает такие выступления бесполезными, кому-то (28 процентов) не хочется столкновений с полицией, кто-то (26 процентов) боится вызвать недовольство работодателя. Изменилось и отношение к уличным акциям. "Недопустимыми", "ведущими к дестабилизации" называют их 30 процентов респондентов (в январе 2012 года было 22). Сократилось число и тех, кто считает митинги "проявлением демократии и нормальным способом решения проблем". В 2012 году сторонников такого подхода было 36 процентов, сейчас - 23. Социологи отмечают, что более всего россияне не одобряют политические протесты.

Большинство граждан уповают на то, что "правительство людей не бросит". Более половины респондентов (53 процента) считают, что личное вмешательство первых лиц государства самый эффективный способ управления кризисными процессами. По оценке 21 процента опрошенных Путин - "энергичный и эффективный государственный деятель, который берет на себя личную ответственность за решение самых сложных проблем". Еще 13 процентов респондентов отмечают, что глава государства "заботится о проблемах простых людей и при любом осложнении стремится оказать им быструю и эффективную помощь".

Как всегда, вся надежда на власть. И, конечно, на чудо, сотворить которое в массовом представлении способна только она же, власть, которую надо поддерживать, сторонясь протестных акций. Главная же причина почти повсеместной гражданской пассивности состоит в том, что кризис стал привычной реальностью и значительную часть населения, если верить опросам, пока всерьез не затронул.