23.11.2016 19:51
    Поделиться

    Критик Галина Юзефович: Шорт-лист "Русского Букера" отвратительный

    Прежде Всероссийский литературный фестиваль "Белое пятно" был посвящен исключительно фантастике. Но вот уже лет пять программа фестиваля охватывает все литературные жанры. И в этот раз, несмотря на морозную погоду, посетило фестиваль свыше трех тысяч человек.

    В числе гостей - финалисты престижной премии "Русский Букер" Леонид Юзефович и Сухбат Афлатуни, писатель Роман Сенчин, драматург Ярослава Пулинович, а также литературный критик, автор книги "Удивительные приключения рыбы-лоцмана" Галина Юзефович. Корреспонденту "РГ" она рассказала о том, как ориентироваться в море книг, которые выходят сегодня.

    Вам не кажется, что в нашей стране очень многие не знают и не читают современных авторов?

    Галина Юзефович: Мы привыкли воспринимать русскую литературу великой. Сразу выскакивает Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт. Если русская литература, то великая. Нам пора отойти от этой картины мира, потому что современная национальная литература у нас есть, она хорошая, крепкая, соответствующая размерам страны. Неправда, что современных писателей никто не знает. Тех, кто работает на широкий читательский сегмент, знают все. Я только что побывала на КряККе (Красноярская ярмарка книжной культуры. - Прим. "РГ"), проводила встречу с автором романа "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной. Так люди только что с люстры не свисали, в зал нельзя было войти, сидели на полу.

    Книжные магазины ломятся от новинок. Как в этом многообразии найти свою книгу?

    Галина Юзефович: Любая нормальная женщина знает, крем какой марки ей подойдет. К приобретению книг тоже надо подходить осознанно. Это несложно. Я с интересом обнаружила, что огромное количество людей не запоминают названия произведений, авторов. Начинаешь пересказывать, говорят: "А, так я это читал". Люди не склонны загружать голову избыточной информацией. Прочитал и все. Им не приходит мысль о том, что надо запомнить имя автора, чтобы в следующий раз купить его же книгу. Если в таком-то издательстве вышла хорошая книга, то, скорее всего, другие тоже понравятся. Например, издательство "Эксмо" огромное, внутри его есть редакции. И если ты читаешь книги в этой редакции и в такой-то серии и уже прочитал пятую, значит, шестая тебе тоже понравится. Конечно, можно заходить в книжный магазин и, увидев то, что выложено на верхней полке прилавка, говорить: "Наверное, русская современная литература умерла". И уходить домой читать Диккенса. Это тоже подход. Но если есть желание читать и получать удовольствие от чтения современных авторов, то надо готовиться и думать.

    Современные авторы позволяют понять, что в любом аду есть хорошие моменты, что наше прошлое - не один беспросветный ужас

    Есть ли какие-то общие темы, которые интересуют современных писателей?

    Галина Юзефович: Сейчас какое-то мутное время, когда про современность пишут мало, про девяностые годы уже много всего написали. Зато начали писать про наш двадцатый век, со всеми его ужасами и травмами. Очевидно, сейчас основная работа идет в этом месте. "Авиатор" Евгения Водолазкина, "Обитель" Захара Прилепина, "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхиной срезонировали, отозвались в сердце читателя. Эти произведения разные, но помогают современному человеку. У нас всех есть в этом месте некое свербение, нам же всем немножко нервно, потому что такая у нас история - либо ужас, либо кошмар. Тяжело жить человеку, у которого все прошлое одна сплошная кровавая рана. И сейчас с этим работают авторы. Это позволяет прочувствовать, пережить и понять, что в любом аду есть хорошие моменты, что это не один беспросветный ужас.

    Много споров ведется относительно шорт-листа "Русского Букера". У вас какое мнение на этот счет?

    Галина Юзефович: Это отвратительный шорт-лист. Потому что либо подделка под роман, либо просто плохой роман. Увы, есть произведения, про которые хочется сказать - это чистая химия, будто съел какой-нибудь овощ, напичканный гидрокарбонатом натрия. Настолько искусственный, мертвый продукт. Роман моего отца Леонида Юзефовича "Зимняя дорога" всем хорош, только это не роман. Не понимаю, зачем его включать в шорт-лист "Букера" на лучший роман. Есть другие премии.

    Ладно бы, не было из чего выбрать. Было! И главная моя претензия не в том, что взяли плохие и неподходящие тексты, а то, что не включили роман Сергея Кузнецова "Калейдоскоп: расходные материалы". Он вышел в издательстве Елены Шубиной. На мой взгляд, это лучший роман на русском языке за этот год. А его даже не допустили до шорт-листа. Это просто неквалифицированное решение. Но это решение жюри. И это его выбор. Приятно, что на премию претендует роман Сухбата Афлатуни "Поклонение волхвов", который я очень люблю. Это, пожалуй, единственное светлое пятно во всем списке.

    Поделиться