16.08.2016 20:14

Сибирские ученые открыли альтернативный вариант развития термояда

Ученые Института ядерной физики СО РАН сумели довести температуру плазмы в термоядерной установке до 10 миллионов градусов по Цельсию. Это достижение уже называют прорывом в термоядерной энергетике, так как оно открывает альтернативный вариант ее развития.

Как известно, сегодня главные надежды на получение неиссякаемого источника энергии ученые связывают с токамаками, термоядерными реакторами замкнутого тороидального типа. Однако критики говорят об их сложности, а главное - гигантской стоимости. На проект экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) на основе токамака сбросились Евросоюз, Индия, Китай, Корея, Россия, США и Япония. Завершить стройку и начать эксперименты планировали в 2016 году, затем срок перенесли на 2019 год, потом на 2023 год, а сейчас новый глава проекта Бернар Биго уже называет 2035 год. Причем цена подскочила с первоначальных 5 миллиардов евро до почти 20 миллиардов евро. И нет никакой уверенности, что "аппетиты" термояда будут удовлетворены. Что он, наконец, заработает.

Неудивительно, что физики настойчиво ищут альтернативу токамакам. Одна из них - так называемые установки с открытой ловушкой. Их идея была предложена более 50 лет назад основателем ИЯФ академиком Будкером. Открытыми они названы, поскольку имеют линейную, незамкнутую форму, напоминают трубу. Для удержания плазмы в них создается такая конфигурация магнитного поля, чтобы его линии у торцов формировали своеобразные пробки. Именно они должны удерживать плазму внутри установки. Отсюда, кстати, и другое название таких установок - пробкотроны. Они намного проще токамаков, а потому на порядки дешевле. Словом, идея очень перспективна, но...

Долгие годы считалось, что пробкотроны сугубо по технологическим причинам построить в принципе невозможно. Нет ни материалов, ни технических систем, которые могли обеспечить нужные режимы работы. И около 20 лет назад на них был поставлен крест. И вот сейчас российским физикам удалось найти оригинальные решения, что позволило вывести такие установки из тени. А только что впервые в мире им удалось удержать высокотемпературную плазму в течение миллисекунды.

По словам заместителя директора ИЯФ Александра Иванова, ученые уже работают над проектом термоядерного реактора на основе открытой ловушки. Он может быть создан в ближайшие 20 лет, и станет альтернативой международного реактора ИТЭР. Его длина составит около 100 метров, что очень немного для подобных установок. То есть шанс, наконец, на Земле повторить происходящие на Солнце процессы термоядерного синтеза.