Напомним, законотворческая деятельность в Госдуме в отношении полиграфа началась в 1999 году, и к 2002 году стало понятно, что нельзя узаконить какие-то частные аспекты "детектора лжи": слишком сложна совокупность вопросов - правовых, методических, технических, порождаемых этим прибором в практике.
Требовался закон, регулирующий общественные отношения, возникающие при применении полиграфа. И такой законопроект, в разработке которого приняли участие специалисты более десятка федеральных органов, был подготовлен в 2007 году и опубликован в печати и Интернете. Законопроект предлагал очертить круг людей, обязанных проходить исследование с помощью "детектора лжи". Например, таким исследованиям подлежат все граждане России, получающие и имеющие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. А сведения эти есть в любом ведомстве. По сути, прозрачными станут очень многие отечественные чиновники.
Участвовавший в разработке и продвижении законопроекта в 2000-2010 годах профессор Юрий Холодный (МГТУ им. Н.Э. Баумана) рассказал корреспонденту "РГ", что расширение применения полиграфа в стране идет бесконтрольно, а подготовленный проект устаревает и уже требует корректировки.
Точку зрения о необходимости наведения порядка в применении полиграфа в стране разделяет один из ведущих полиграфологов ФСБ России с 20-летним опытом работы, полковник А. Николаев: он неоднократно в статьях высказывал мнение о том, что специалисты с низкой квалификацией в условиях правового вакуума пытаются внедрять в практику псевдонаучные "разработки". Они же выступают противниками закона о применении полиграфа. Как считают ведущие специалисты ряда ведомств, для немалочисленной группы "ремесленников от полиграфа" закон с его жесткой регламентацией - как красная тряпка для быка. Одним из положений законопроекта было создание комиссии по аттестации специалистов. В случае принятия многим шарлатанам от полиграфа грозит отлучение от профессии и потеря "кормушки". Ведь с ростом популярности полиграфа многие бизнес-структуры стали заказывать исследования, причем нередко именно у некомпетентных людей.
Заполнять правовой вакуум взялась группа людей, которая объединилась в некоммерческое партнерство "Национальная коллегия полиграфологов", решив создать вместо закона и провести через Минтруд России некий "профессиональный стандарт", обязательный к исполнению всеми полиграфологами. Но почему в разработке не принимают участие представители ФСБ, СК, МВД, ФСИН - основные пользователи полиграфа? Среди разработчиков нет и полиграфологов крупных корпораций, к примеру "Транснефти", "Северстали", "Роснефти".
Полиграфологи, от результатов работы которых зависят судьбы людей, не имеют права на ошибку. Их квалификацию не может определять "профессиональный стандарт", разработанный каким-то "некоммерческим партнерством". Ведь полиграф - последнее средство защиты и спасения невиновного от ложных обвинений - может повлиять не только на карьеру, но и свободу человека. Для наведения порядка в использовании полиграфа необходим закон. Он и будет содействовать борьбе с коррупцией, проникшей в административные аппараты регионов, в правоохранительные органы.