27.06.2016 22:15
    Поделиться

    В Москве открыли памятник основателю трансплантологии Владимиру Демихову

    В понедельник открыт памятник великому российскому хирургу Владимиру Петровичу Демихову. Торжественная церемония состоялась в новом здании НИИ трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова.

    Воистину в России надо жить долго. Вот и открытие памятника, и VIII Всероссийский съезд трансплантологов c международным участием посвящены 100-летию Владимира Петровича. Кстати, по инициативе Российского трансплантологического общества 2016 год объявлен годом Владимира Демихова. Лекция, приуроченная к этой дате, называется очень точно: "Несгибаемый, неуемный Владимир Демихов".

    Говорят, через тернии к звездам. Это точно о нем, о Владимире Демихове. Как-то в кулуарах во время международной встречи медиков в Вене спросила: кого они знают из российских коллег. Услышав в ответ: "Демихова" с ударением на "о", не сразу поняла, что имеется в виду Владимир Петрович Демихов. Обидно, когда некоторые российские студенты-медики на вопрос, кто такой Демихов, недоуменно пожимают плечами.

    Мне повезло: когда только начала работать в журналистике, удалось побывать почти в сарайчике на территории знаменитого Склифа, где проводил уникальные эксперименты, доказывал возможность пересадки органов, разрабатывал методику трансплантации этот великий человек. Все выглядело чудом, захватывало дух. А еще запомнила так называемый ученый совет, на котором некоторые мэтры отечественного здравоохранения, облеченные властью, предавали анафеме работу ученого. Его клеймили даже за то, что он не врач, а биолог, а потому не должен вмешиваться в медицинские проблемы. Поразило, с какой стойкостью Владимир Петрович вынес это судилище. И не сдался.

    Весь мир "на ура" принял первую успешную операцию по пересадке сердца, проведенную в 1967 году южноафриканским хирургом Кристианом Барнардом. А ведь прежде чем решиться на нее, он в 1962 году приезжал к Демихову, которого высоко ценил и почитал. В том же году книга Демихова о пересадке жизненно важных органов в эксперименте была издана в США. В 1963 году ее издали в ГДР, чуть позже в Испании. Имя ученого стало всемирно известным. А на родине он не был даже кандидатом наук. Правда, когда в 1963 году он защищал диссертацию на соискание степени кандидата биологических наук, ученый совет МГУ ходатайствовал о присуждении ему "в виду исключительной значимости работы" сразу ученой степени доктора биологических наук. Присудили, но вот звания профессора Владимир Петрович так никогда и не обрел.

    Незадолго до ухода Владимира Петровича из жизни, мне позвонил наш известный хирург Ренат Сулейманович Акчурин, попросил познакомить с Демиховым. И мы поехали на окраину Москвы, где в убогой пятиэтажной "хрущевке" жил с женой Лией великий россиянин. Ренат Сулейманович привез с собой ту самую книжку о пересадке органов. Многие абзацы, даже страницы были помечены красным фломастером. Ренат Сулейманович показал их Владимиру Петровичу, сказал, что когда зарубежные коллеги узнают, что у него есть книга "самого Демихова", то восторженно восклицают "О-о- о!"

    Признание Демихова, его работ на родине пришло заметно позже, чем за рубежом. С 1959 по 1989 год ему присудили звание почетного доктора Лейпцигского университета (ГДР), доктора медицины клиники братьев Мэйо (США), почетного члена Королевского научного общества в Уппсале (Швеция). В 2003 году Демихов был посмертно награжден Международной премией "Золотой Гиппократ". Но лишь в 1988 году в числе других известных специалистов Владимир Петрович был удостоен Госпремии СССР "за достижения в области кардиохирургии". В 1998 году - уже в год смерти - Демихова наградили орденом За заслуги перед отечеством III степени, и в числе других ученых он стал лауреатом Госпремии РФ "за разработку проблемы пересадки сердца".

    Как-то, выходя из квартиры Владимира Петровича, спросила у подростков, которые дымили сигаретами на ступеньках, знают ли они, кто живет в квартире, из которой я вышла? "Каких-то два старика". Когда великий старик скончался, звонила по многим официальным телефонам, просила прийти проститься с Демиховым. Пришли родные, друзья, коллеги, с которыми он когда-то работал. Из официальных - только Лео Бокерия, Геннадий Онищенко и Валерий Шумаков...

    Открытый вчера памятник создал автор памятника Валерию Шумакову, чье имя носит Научный центр трансплантологии и искусственных органов, скульптор Денис Стритович. Руководитель центра академик Сергей Готье убежден, что памятник Демихову - это не только признание заслуг великого соотечественника, он должен стать и местом приобщения студентов-медиков к очень перспективной области медицины - пересадке органов. Ведь ныне трансплантация заняла прочные позиции в службе здоровья нашей страны.

    Слушая доклады участников конференции ловила себя на том, что, несмотря на бесконечные трудности в этой сфере медицины, связанные с недостаточностью донорских органов, с несовершенством законодательства, да и с самим российским менталитетом, все же есть предпосылки верить: отечественная трансплантология сможет подняться на уровень мировых достижений. И будем помнить: одним из главных основоположников трансплантологии был и останется на все времена великий Владимир Демихов.

    Поделиться