09.05.2016 23:32
Поделиться

Учительница истории из Саратова стала Героем Труда

Своей интеллигентностью и принципиальностью учитель истории и обществознания лицея математики и информатики Саратова Людмила Корнилова напоминает героя Вячеслава Тихонова из фильма "Доживем до понедельника".

В школе Людмила Ивановна уже 44 года. И она - третий педагог в стране, которому присвоено звание Героя Труда России. Сама из учительской семьи: педагогами были бабушка и мама. Учителями стали младший брат, его дочка и невестка.

- Я мечтала о профессии педагога с детства, - рассказывает Людмила Корнилова. - Мама работала в школе-интернате. Преподавала сразу несколько предметов: географию, химию, биологию. Помню, я, маленькая, помогала ей проверять контурные карты и как валентность ученики по химии поставили. Очень этим гордилась.

В истории России, по словам Людмилы Ивановны, больше всего ее привлекают три темы: эпоха Петра, декабристское движение и Великая Отечественная война.

- В семье моей ученицы Кати Смирновой сохранились 54 письма ее прапрадеда с фронта. Алексею Федоровичу было 39 лет, когда его призвали в армию, дома остались жена и пятеро детей. Каждое его письмо начинается словами: "Моя дорогая Надя". Там нет описаний ужасов войны, но когда читаешь - комок в горле. Катя делала по этим письмам доклад на научной конференции, - делится Людмила Ивановна.

Да, уроки Людмилы Корниловой - это не просто уроки: она широко использует лекции, семинары, работу с историческими источниками, защиту проектов, конференции. А кабинет истории превратила в настоящую творческую лабораторию. Кстати, отец самой Людмилы Корниловой попал на фронт совсем мальчишкой.

- Нам про войну почти ничего не рассказывал. Его рании в голову накануне Победы - 30 апреля. Осколок застрял неудачно, операцию делать побоялись. Так и носил всю жизнь. Уже после смерти папы из наградных документов на сайте "Подвиг народа" узнали: медаль "За отвагу" он получил за то, что захватил в плен двух немцев, - вспоминает учительница.

За то время, пока Людмила Ивановна преподает историю в школе, взгляд на прошлое страны в обществе не раз менялся. "Пересматривать историю дело неблагодарное, но можно пытаться разобраться в причинах, почему происходило так, а не иначе", - размышляет школьная учительница.

- Наше образование всегда отличалось тем, что ученикам стремились дать универсальные знания. А на западе в школе доминирует специализация по направлениями, все остальное изучается очень поверхностно. Неудивительно, что Джен Псаки искала горы в Ростове, а море - в Белоруссии, - говорит Людмила Ивановна.

Но и у нас, по мнению педагога, раньше курс истории был построен правильней.

- Сейчас курс заканчивают в девятом классе. Вроде бы это сделано в интересах тех, кто уходит из школы учиться в профессиональные колледжи, но получилось, что в 9-м классе нужно успеть изучить весь двадцатый век. Мало того, что объем материала большой, - детям сложно в нем разобраться, это нужно изучать в старших классах, - считает Людмила Корнилова.

Спрашиваю: насколько за сорок с лишним лет изменились школьники?

- Дети стали раскованней, но очень мало читают. Им проще скачать текст из Интернета. А вот чтобы разобраться в нем, проанализировать - с этим сложности. В то же время сократилась дистанция между учителем и учеником: помогают электронная почта и мобильный телефон. В школе сейчас педагогика сотрудничества, то есть мы вместе с учениками готовимся к олимпиадам, конкурсам. Я всегда говорю коллегам: если ты чего-то не знаешь, не стыдись в этом признаться. Просто вместе с ребятами найди нужную информацию, - продолжает Людмила Ивановна.

Ее коллега, учительница русского языка и литературы Людмила Пирогова добавляет: "Однажды Людмила Ивановна предложила устроить совместный урок, посвященный судьбам жен декабристов. Так его в школе до сих пор помнят".

За успехи и поражения своих воспитанников Людмила Ивановна переживает до слез. Вместе с классом, который выпустила в прошлом году (в нем было пять медалистов), она объехала полстраны. Именно она ввела традицию - каждый год на День Победы ребята навещают мемориал погибших солдат на Воскресенском кладбище Саратова. И она же один из организаторов школьных вечеров памяти.

Я всегда говорю коллегам: если чего-то не знаешь, не стыдись признаться. И найди нужную информацию

Как только пришла новость о присвоении Людмиле Корниловой звания Героя Труда, ее телефон не умолкает.

- Позвонила бывшая ученица Наташа Сидорина, говорит: "До сих пор помню, как вы, тоненькая, с горящими глазами, стоите у доски и рассказываете про Наполеона". Наверное, для того, чтобы твои уроки вспоминали ученики, и стоит работать в школе, - улыбается Людмила Ивановна.