Короткометражные мультфильмы на "Оскаре" заставили задуматься
"История медведя" (Historia de un oso) чилийца Габриэля Осорио принесла режиссеру долгожданную награду. Причин, по которой именно этой ленте было суждено победить, можно назвать множество, но только небольшая их часть, как кажется, относится собственно к области анимации. Необходимо упомянуть непреложный факт, что плюшевый мишка "Тедди" в американской культуре стоит особняком и является одним из самых любимых и узнаваемых персонажей, связанных с миром детства. С другой стороны, история жизни медведя, демонстрируемая им всем желающим в виде уличного кукольного мини-спектакля, несет мощный идеологический подтекст. Мультфильм эмоционально рассказывает о трагедии рядовой семьи, чье мирное существование было в одночасье разрушено вторжением военных, арестовавших отца на глазах у жены и сына и конвоировавших его в неизвестном направлении для выступлений на цирковой арене. Безотносительно всей обоснованности выбора такой линии повествования со стороны гражданина государства Чили, стремление продемонстрировать свою приверженность идеалам демократии со стороны американской кинообщественности выглядит излишне предсказуемым, если не сказать, не совсем профессиональным.
"Мы не можем жить без космоса" Константина Бронзита, один из главных фаворитов в номинации, отмеченный большим количеством премий в области анимации в 2015 году, хочется надеяться, проложит дорогу отечественной анимации в Новом Свете, куда любой мультипликационной продукции извне проникнуть чрезвычайно сложно. История дружбы двух главных кандидатов на полет в космос очень духоподъемна: они все делают вместе, не зная ни отдыха, ни сомнений, ни злобы, ни зависти. И когда наступает долгожданный день, а после него - как кажется - вечная ночь, именно космос, то самое бездонное сверкающее полотно, окутывающее всех землян, позволяет самым благим и чистым помыслам слиться воедино.
"Короткая история мышонка и лисицы" (The short story of a fox and a mouse) пробралась в программу из лонг-листа, демонстрируя во всей красе очарование французской анимации. Хрестоматийная история сказки про животных - о встрече в лесу голодной лисы и маленького мышонка, увенчалась достаточно необычным исходом, к которому умело подводит замечательное продуманное музыкальное сопровождение, превращая мультфильм в своего рода киноспектакль.
Диснеевская "Суперкоманда Санджая" (Sanjay’s super team) - неожиданно глубокое повествование, рассказывающее больше о сущности современной мультипликации и ее влиянии на умы, нежели критические статьи и монографии о ее пагубном воздействии на детей. Мальчик Санджай безотрывно смотрит мультики - к явному неудовольствию своего отца, который тщетно пытается приобщить ребенка к вере его предков, индуизму. Однако даже во время молитвы, на которую отцу все-таки удается оттащить ребенка от телевизора, он грезит о своих героях. Нечаянно погасив свечу и глубоко обидив своего отца, Санджай переносится в другую реальность, где боги индуизма ничем не уступают героям его мультфильмов. Такой вывод для человека, который растет в культуре политеизма, может быть вполне обнадеживающим как первый шаг на пути постижения культуры своего народа. Но такое же расщепление сознания, с обожествлением сил природы происходит в той или иной степени с многими миллионами детей, живущих в других культурных парадигмах и потребляющих такую продукцию.
"Лови!" (Catch it!) - еще один французский мультфильм, рассказывающий об отчаянной попытке сурикатов полакомиться фруктом, чудом вызревшем под палящим солнцем пустыни. Когда обнаруживается, что на обладание сочным плодом существуют и другие, более грозные претенденты, сурикаты бесстрашно вступают в борьбу, демонстрируя чудеса работы в команде. Эксплуатируя тему джунглей, столь знакомую зрителям по американской массовой анимации, авторы сумели создать запоминающийся своей динамикой, хотя и несколько пустой мультфильм, но хорошо вписывающийся в качестве самостоятельной сцены в зрительский опыт, где анимационные сурикаты, грифы, кабаны, львы и гиены уже давно присутствуют.
"Самый одинокий светофор" (The lonliest lamplight) и "Если бы я был Богом" (If I were God) достаточно неубедительно рассказывают в первом случае - о дне, когда измучившийся одиночеством и предсказуемостью жизни светофор оказывается непосредственным участником и свидетелем настоящего столпотворения, а во втором случае - о скучающем (и откровенно неприятном) подростке, который пришел в восторг от опыта с иннервацией электрическим током тканей мертвой лягушки и на минутку возомнил себя вершителем судеб.
"Мир будущего" (The world of tomorrow) Дона Херцфельдта рассказывает о путешествии во времени, когда аватар оцифрованной женщины Эмили, с помощью новых технологий и искусственного интеллекта смогла наконец-то попасть в строго заданный момент своего прошлого и встретиться лицом к лицу с самой собой, в детском возрасте. Мир маленькой Эмили уже лишен практически всего, что дорого нам: домашнего уюта, человеческого участия, чтения книжек и игр в компании родителей и друзей, но даже при этом, тот мир, о котором безупречно выверенными предложениями-инструкциями говорит Эмили-старшая, страшен. Он страшен своей безупречной логикой, утилитаризмом, холодностью, замкнутостью. В нем только и остается, что испытывать подобие любви к внеземным букашкам и камням. Очень бы хотелось, чтобы такое будущее нас миновало. Для начала можно было бы задуматься о качестве и ценностях современной анимации.