29.02.2016 21:40
    Поделиться

    Госкомпании стали экономить на закупках

    Объем закупок за год снизился на 5 процентов и составил 6,6 триллиона рублей. Заказчики разбивали долгосрочные контракты на мелкие, из-за чего снизилась средняя цена контракта (2 до 1,6 миллиона рублей).

    Таким образом, заказчики старались обезопасить себя от неисполнения обязательств поставщиками. И не без оснований: количество недобросовестных поставщиков увеличилось на треть. Вырос размер неустоек: в среднем один рубль неустойки на 480 рублей цены контракта, показал мониторинг минэкономразвития.

    Самой популярной процедурой закупок для госнужд оставался электронный аукцион (56,6 процента). Дело не только в удобстве, но и в отсутствии издержек, которых в избытке при проведении других конкурсов и бумажных процедур. Мониторинг контрактной системы выявил ряд избыточных транзакционных издержек от сбора справок и формальных процедур. Их суммарная стоимость превысила 8 миллиардов рублей в год, включая плату (2,5 миллиарда) за получение выписок из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), приобретение сертификатов о происхождении товаров (1 миллиард), получение электронных подписей (1,5 миллиарда). Да и за почтовые услуги бизнесу приходится платить миллиард рублей в год. Для решения проблемы операторы предлагают переводить все процедуры и конкурсы в электронный вид.

    По сообщению ведомства, доверие со стороны малого и среднего бизнеса к госзакупкам растет - среднее количество участников на торгах увеличилось до 3. Оплата малому бизнесу только по прямым контрактам выросла на 41 процент (более 490 миллиардов рублей). Так что обязательная 15-процентная квота закупок у малого бизнеса с учетом субподрядных договоров выполнена в полном объеме. По словам омбудсмена по закупкам Сергея Габестро, такой результат был достигнут за счет внедрения современных электронных технологий.

    Эксперт также предлагает сократить состав заявки участника до ИНН, ценового предложения и технических характеристик товара. "Разовое размещение всех документов на площадке и обмен информацией между ними позволит снизить объем трудозатрат, не нужно будет каждый раз подавать одинаковый пакет. Все необходимые документы и информация должны размещаться в личном кабинете участника на площадке и быть доступными заказчикам в Единой системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)", - уверен эксперт. На такой способ, как "закупка у единственного поставщика", который считается наименее конкурентным, пришлась четверть закупок (26,6 процента). За год их объем увеличился на 23 процента.

    Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Ангелина Жукова
    Поделиться