25.02.2016 00:00
    Поделиться

    Художник из Оренбурга обрел популярность в Швейцарии

    Алекс Долль, молодой художник, родившийся и выросший в Оренбурге, учившийся в Москве и в Берне, а теперь живущий и работающий в Швейцарии, неожиданно, несмотря на молодость, стал там популярным художником.

    Своим человеком в Стране шоколада его сделала серия картин "по следам Суворова". Он рассказал "РГ", почему эти следы так нужны в Швейцарии, существует ли универсальный рецепт любви к Родине и нарисовал портрет современной молодежи разных стран.

    - Почему героем его картин стал великий полководец Суворов, а не обожаемый молодыми современниками ДиКаприо, к примеру? - интересуюсь я у Алекса.

    Он уверен, что Александр Васильевич Суворов - человек, который объединяет две страны.

    - В Швейцарии он считается национальным героем, он же пришел сюда освободителем. Тема Суворова там сейчас очень популярна. Его любят простые швейцарцы, которые передают легенды о нем из поколения в поколение. Переход через Альпы случился, когда великому полководцу было под 70. И есть легенда о том, что армия, у которой не было опыта перехода таких вершин, стала роптать: "Не пора ли нам остановиться? Вы - старик, а мы еще хотим жить..." И тогда Суворов - это знает каждый швейцарец - велел вырыть могилу, лег в нее и сказал: "Засыпайте. Если я не иду дальше, то умираю здесь. Домой без победы не вернусь. Если моя армия решила бросить меня здесь, то пусть она меня и похоронит". И многотысячная армия встала на колени и попросила его идти дальше.

    Мне все-таки кажется преувеличением уверенность Алекса, что Суворова знает каждый швейцарец.

    "Не только знает, но любит и уважает", - убеждает меня художник. И рассказывает, что когда недавно в Швейцарию один российский телеканал прилетал снимать фильм об альпийском походе, то швейцарцы даже лошадь притащили на перевал для этих съемок.

    - Там запросто можно прийти и поговорить с прапрапраправнуком хозяина сыроварни, где обедала суворовская армия, - гордится он.

    И подчеркивает, что швейцарцы до сих пор ценят, что суворовская армия вела себя не по-разбойничьи. В монастырской книге Лихтенштейна сохранилась запись: "Пришла русская армия, перебила всех кур, съела, заплатила за них деньги и ушла".

    Швейцарцы любят повторять, что если бы не Суворов, то сегодня мы, возможно, были бы Францией и назывались французами.

    Что швейцарцы очевидные патриоты своей страны, видно не только по отношению к Суворову - швейцарский крест изображен на всех зданиях, на рюкзаках, на одежде.

    И Суворов когда-то говорил: "Горжусь, что я россиянин", напоминаю я Алексу. В ответ художник вспоминает другую знаменитую фразу: "От Родины нельзя ничего требовать, ее можно только любить", и рассказывает, что образцом патриотического поведения для него стал барон Эдуард фон Фальц-Фейн.

    Его дедушка был последним директором Пажеского корпуса в Петербурге, после революции он, оставшись без всего, конечно, был объявлен классовым врагом. Но, несмотря на это, его внук всю жизнь возвращал и возвращает России украденные ценности. Ему 103 года, он говорит на семи языках, но всегда подчеркивает, что он - русский, и восхищается своей страной.

    Алекса волнует разбойничий настрой молодежи где бы то ни было. И в Швейцарии (если взять в скобки экономическую составляющую) есть проблемы с алкоголизмом и нищетой и с неадекватностью богатых людей.

    - Как-то с одним военным в отставке мы пошли в московский частный военный музей. Там была группа молодых американцев. Они без конца нажимали кнопку ядерного чемоданчика. Мой военный спутник был опечален, а мои ровесники - в кайфе и эйфории от этого аттракциона. Они не понимали, что такое война.

    Мир виртуальных и компьютерных игр превратил войну в игру, дал уверенность, что в реальности тебя это не коснется, переживает Алекс. Но в игре ты не чувствуешь боли. Казаки-разбойники, в которых играли дети несколькими поколениями раньше, все-таки были реальной игрой и реальной болью. А у современной молодежи иногда отсутствует чувство реальности.

    - У меня есть картина "Маски", где сидит человек без лица, а рядом куча масок. Медийная жизнь в телевизоре и Интернете побуждает людей соответствовать тому, чем они не являются. Люди презентуют себя успешнее и лучше, чем они есть на самом деле, почему-то стараясь всеми способами доказать это обществу, а не самим себе.

    И он уверен, что талантливой молодежи сейчас меньше, чем в СССР. Потому что Интернет и телевидение, как говорил Энди Уорхол, дали возможность славы на 15 минут. Но что такое эти 15 минут по сравнению со всей жизнью?! Слава же как наркотик, хочется еще и еще.

    Алекс едва знаком со своими родителями... Из роддома его отдали на воспитание бабушке и дяде. Бабушка, бывшая модельером, но чтобы прокормить внука, на пенсии работала в кондитерском цехе. Она же вернула немецкий вариант фамилии, от которого предки Алекса отказались еще во времена Екатерины. В благодарность ей в этом году Алекс привозит в Россию серию работ о семье.

    Ровно год по России путешествовала серия работ, посвященная генералиссимусу Суворову, выставки прошли в 12 городах: Екатеринбурге, Вологде, Великом Новгороде, Оренбурге и др., несколько вернисажей прошло в Петербурге и Москве.

    Трехлетнее путешествие экспозиции "По следам А.В. Суворова в Швейцарии" завершится 20 февраля в Центральном музее связи им. А.С. Попова в Петербурге и 25 февраля в галерее "Бейелер Коллекшн" в Базеле (Швейцария).

    Поделиться