25.02.2016 09:18
    Поделиться

    В ярославском взрыве разберутся следователи из Москвы

    Для выяснения обстоятельств обрушения подъезда панельной пятиэтажки в Ярославле на место трагедии направлены следователи и криминалисты центрального аппарата Следственного комитета РФ, имеющие опыт в расследовании подобных происшествий. Сомнений в том, что взорвался бытовой газ, у специалистов нет. Но что конкретно случилось - было неисправно газовое оборудование или кто-то из жильцов оставил открытой конфорку на плите - на этот вопрос ответа пока нет.

    Рвануло 16 февраля в 04.20. Дом спал, но его так тряхнуло, что сон потеряли все, и надолго...

    - После мощного хлопка мгновенно сработала сигнализация у всех припаркованных машин. Муж глянул в окно, говорит: "Какая-то машина горит". Когда это произошло, видимо, задело стоявшую напротив машину, - вспоминает Юлия из самого дальнего к эпицентру взрыва первого подъезда. - Из наших окон обрушения не видно было, мы видели только эту машину. Минуты через две стали выбегать люди - из дома, из соседних домов, падали в обморок, кричали. Мы мгновенно собрали детей и убежали в чем были. Я в одной ночной сорочке убежала. Забрали бабушку, которая в соседнем подъезде живет, и ушли к моей сестре - у нее квартира неподалеку. Сейчас на мне одежда сестры.

    Но это дальний подъезд, а что пережили те, кто находился в непосредственной близости от рухнувшего стояка четвертого подъезда, страшно даже описывать. Пожилые супруги Бердник из 62-й квартиры не отошли от шока до сих пор. Что случилось - поначалу не поняли.

    - Это ужас какой-то, грохот был сумасшедший, я думала, по нам стреляют, - рассказала через несколько часов после обрушения Валентина Алексеевна. - Вскочили, смотрю, на улице что-то горит. А темнота, ничего не видно, боковая стена на улицу ушла сантиметров на двадцать, потолочная плита тоже повисла над головой, сверху хлещет кипяток… Невообразимое что-то творится! Входную металлическую дверь погнуло так, что не открыть, в подъезд выхода нет. Тут смотрим, к нам в окно фонарики светят - спасатели нас нашли. Говорят, собирайте необходимые вещи и выбирайтесь в окно. А потом кричат - бросьте все, немедленно вылезайте! А ноги от шока в сапоги не попадают, кое-как набросили на себя что-то, вылезали вниз головой в окно - там спасатели нас принимали, лестницу было не подставить. Сидим вот без документов, без денег, без телефонов.

    Сидели они в тот момент в открытом властями во Дворце культуры судостроителей пункте временного размещения пострадавших: медики, психологи и сотрудники других подразделений МЧС помогали здесь перепуганным людям прийти в себя, найти потерянных родственников, а кому-то - пережить первый шок от известия об их гибели. Несколько человек с сердечными приступами увезли отсюда на "скорых".

    Газом не пахло

    В первой половине дня 16 февраля еще оставалась надежда, что под завалами могут быть живые, но когда нашли седьмую жертву - жившую на первом этаже рухнувшего стояка, в 63-й квартире, Валентину Васильеву, стало ясно, что чуда не случилось. Погибли: хозяйка квартиры на первом этаже, 50-летний мужчина, живший этажом выше, мать с двумя детьми и их бабушка с третьего этажа и квартирантка с пятого. Двух человек с пятого и одну женщину с четвертого этажа извлекли из-под завалов живыми. С тяжелыми травмами они находятся сейчас в областной клинической больнице скорой медицинской помощи имени Соловьева, две женщины подключены к аппарату искусственной вентиляции легких.

    Чудо, впрочем, в этом скорбном месте отчасти все-таки присутствовало, потому что жертв обрушения могло быть больше: гражданский супруг погибшей Валентины Васильевой работал в ночную смену, а жена мужчины со второго этажа, повздорив накануне с благоверным, уехала с семилетним сыном к матери. Правда, и подозрения падают в основном на этот второй этаж - в первый же день специалисты предположили, что эпицентр взрыва находился там.

    Окончательно с судьбой дома власти определятся после его комплексного обследования

    - Но на этого человека тоже напраслину не надо возводить, - переживает староста дома Татьяна Коновалова. - Мы ничего не знаем. Да, одна соседка рассказала, что он десять лет держался, а потом "развязался" и стал выпивать. И жене, видимо, тумаков надавал, они разругались, и она уехала, а он дома остался. Может, и правда, не выключил газ и лег спать… Но мы ничего не знаем.
    Запаха газа не слышал никто из жильцов, с кем корреспонденту "РГ" удалось поговорить. Даже супруги Бердник, жившие через стену от рухнувшего стояка, специфического амбре не ощущали. Говорят, пахло гарью, пылью, но не газом. И с газовым оборудованием в доме проблем тоже не было.

    - У нас электричество в ужасном состоянии. А на газ никогда не жаловались, всегда все нормально было, - недоумевает староста дома.

    Однако если утром 16 февраля рассматривалось несколько версий произошедшего, то к вечеру осталась одна. Побывавший на месте трагедии глава МЧС Владимир Пучков заявил, что основная версия ЧП - взрыв бытового газа. Расследованием уголовного дела, возбужденного по части 3 статьи 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), занялось первое следственное управление Главного следственного управления СКР. По поручению председателя СК Александра Бастрыкина в Ярославль направлены следователи и криминалисты центрального аппарата, имеющие опыт расследования подобных происшествий.

    Как жить дальше

    Главные вопросы, которые сейчас волнуют жильцов панельной пятиэтажки № 11 с 6-й Железнодорожной улицы, - что будет с их домом и где они будут жить дальше. Пока больше 60 человек, не имеющих возможности временно поселиться у родственников и знакомых, живут в комфортных условиях гостиницы "Которосль", обеспечены питанием и всесторонней юридической помощью. Им предоставили возможность забрать из квартир документы и необходимые вещи, в том числе жильцам "еле живых" квартир четвертого подъезда: спасатели поднимали людей к окнам с помощью автовышек, жильцы указывали, где что лежит, и спасатели с полицейскими выносили требуемое.

    По словам губернатора Ярославской области Сергея Ястребова, измерения, сделанные в пострадавшем доме с помощью мобильного диагностического комплекса МЧС "Струна", показали, что степень износа первого подъезда составляет 35 процентов, второго - 50, а третьего - 62. Но окончательно с судьбой дома власти определятся после его комплексного обследования, которое проведет специализированная организация. Руководство области и города с уверенностью говорят сегодня лишь об участи четвертого подъезда - он пойдет под снос.

    - Четвертый подъезд мы точно будем разбирать, - не оставил никаких сомнений губернатор. - Но это тоже не так просто в панельном доме, то есть необходим проект производства работ и обеспечения безопасности - демонтаж, скорее всего, нельзя будет проводить при наличии жильцов в квартирах соседних подъездов.

    Взрыв не первый

    Однако перспектива вернуться в покореженный дом людей не радует. Тем более что прогремевший взрыв, оказывается, в его истории не первый.

    - Несколько лет назад при ремонте крыши работники оставили на кровле паяльную лампу рядом с газовым баллоном. Он нагрелся, и рвануло так, что дом подпрыгнул. Над одной из квартир во-о-от такая дыра была, - вспоминает староста Татьяна Коновалова. - Только очухались после того взрыва - новая беда. Дом 1969 года постройки, ему уже 46 лет, для панельного дома и без всяких взрывов это очень большой срок - они на 50 лет рассчитаны. А тут такие испытания.

    Женщина призналась, что возвращаться домой страшно, хотя она и предпочла бы всем гостиничным удобствам "собственную кровать, даже если бы пришлось есть один черный хлеб".

    - Страшно возвращаться, там же все шевелится, - переживает староста. - А кроме того, нашим детям ничего в наследство не останется. Дом уже прославили по всем каналам, квартиру здесь не продашь - она ничего уже не стоит. Если после двух таких встрясок наш дом останется в "хорошем состоянии" - это же ужас!

    Сергей Ястребов пообещал решить вопрос по закону и по-человечески.

    Увы, одно не всегда подразумевает другое…

    Компенсации пострадавшим

    Областные власти пообещали выплатить семьям погибших по миллиону рублей, трем раненым - по 500 тысяч. Из городского бюджета на первоочередные нужды жильцов разрушенного подъезда будут выделены по 300 тысяч рублей на семью. Кроме того, всем, кто зарегистрирован в доме, выплатят по 10 тысяч рублей. Также власти Ярославля выделят деньги на покупку двадцати квартир взамен разрушенных: за каждую утраченную однокомнатную квартиру - 1,8 миллиона рублей, двухкомнатную квартиру - 2,5 миллиона.

    Кстати

    Общественная палата Ярославской области и региональное отделение Фонда милосердия и здоровья начали сбор средств для жителей пострадавшего дома. На базе фонда работает "горячая линия", по которой можно получить полную информацию о том, какая помощь нужна пострадавшим. Телефон горячей линии 8 (4852) 25-52-04.

    Поделиться