- Сначала интернет заработал на автобусах, следующих в сторону Вильнюса, Каунаса и Друскининкая, затем на рейсах в Россию - Москву и Санкт-Петербург, а также в Варшаву, Белосток, Мюнхен, - говорит Сергей Ласицкий. - Единственными неохваченными направлениями пока остаются маршруты в Ригу через Даугавпилс и некоторые рейсы в Киев.
На экране моего смартфона среди доступных Wi-Fi сетей появляется надпись "AP2 Wi-Fi Free АН4974-7". Последнее обозначение - это номер автобуса, следующего по маршруту Минск - Каунас. Попробуем прямо из салона передать репортаж в номер.
- В Минске проблем с доступом во всемирную паутину, который нам обеспечивает мобильный оператор МТС, нет никаких, - замечает Сергей Ласицкий. - Здесь зона уверенного приема 3G. Что касается возможности пользоваться Интернетом за городом, то трасса трассе рознь. Скажем, на магистрали Брест - Москва он "тянет" гораздо лучше, нежели по дороге в Санкт-Петербург, где стабильно работает лишь в районных центрах - Лепеле, Полоцке...
Обращаю внимание на соседей по салону. Те, кажется, тоже нашли себе занятие по душе. В салоне то и дело попискивает "Вайбер". Впрочем, насколько именно популярна услуга, в автобусном парке №2 сказать затруднились. Мол, не проводили свежий анализ. В августе, когда проект запускался, показатели были следующими: только на "литовских" маршрутах пассажиры сгенерировали 15 гигабайт трафика.
...До Ошмян - крайнего в Беларуси населенного пункта на пути в Каунас - два часа двадцать минут в пути. Достаточное время, чтобы не только расспросить о Wi-Fi у всех заинтересованных, но и написать текст. Как только наш "МАЗ-251" заезжает в очередную зону уверенного приема, нажимаю кнопку "отправить". До "Каменного Лога" - ближайшего пункта пропуска на белорусско-литовской границе - остаются считаные километры.
Дальше услуга перестанет быть доступной.
- В наших планах сделать так, чтобы Интернет для пассажиров был доступен и за рубежом, - говорит Сергей Ласицкий. - Есть определенные договоренности с латвийской стороной. После прохождения границы водители просто поменяют сим-карту на зарубежную. В дальнейшем хотим предоставить доступ во всемирную паутину и пассажирам междугородных маршрутов.
А как в Москве?
Некоторые московские автобусные маршруты вполне сопоставимы по протяженности с междугородними белорусскими. А если принять во внимание непредсказуемые столичные пробки, то пассажир может провести в салоне городского автобуса достаточно продолжительное время. Как тут скоротаешь время без Интернета? И вот московские власти объявили, что уже в этом году бесплатный беспроводной Wi-Fi в общественном транспорте станет такой же обыденностью, как, например, в метро, ресторанах, кафе или супермаркетах.
Сегодня Wi-Fi могут воспользоваться пассажиры нескольких столичных маршрутов, например, на автобусе №Н1, №1002, полуэкспрессах №904 и 902. К слову, наклейки типа "Лови и катайся" или "Троллейбус оснащен Wi-Fi" можно встретить и на транспорте многих крупных российских городов. В Москве же Wi-Fi работает пока в тестовом режиме. Правительство Москвы вместе с оператором мобильной связи МТС собираются завершить все испытания уже к середине 2016 года. Помимо испытания оборудования власти планируют проанализировать и надобность Wi-Fi в общественном транспорте, подсчитав количество пользователей, воспользовавшихся услугой беспроводного Интернета. Скорость получения и отправки данных, по словам разработчиков, в автобусах достигает 7,2 Мбит/с. Ее вполне достаточно, чтобы обменяться с кем-то письмами, пробежаться по новостным порталам, по страницам Facebook и Instagram, а также просмотреть ролик на YouTube.