Теперь последний срок сдачи новенького нарядного корпуса киностудии значится в официальных документах 31 декабря 2016 года. Искренне этого хочется всем пожелать. Впрочем, несмотря на строительные передряги и смену руководства - в ноябре 2015-го в кресле генерального директора Олега Сильвановича сменил Игорь Поршнев, здесь уверены: та слава, которая была у белорусской киностудии в советское время, после завершения реконструкции будет восстановлена. Поэтому неудивительно, что возвращать себе статус кинолегенды студия не прекращала даже в таких совсем не рабочих условиях. Команда "Мотор!" в течение этих лет не замолкала на "Беларусьфильме" ни на месяц. Корреспонденты "СОЮЗа" провели в стенах киностудии целый день, чтобы узнать, кто и как создает волшебство кинематографа.
В этом году легендарному "Беларусьфильму" исполнится 92 года. За это время здесь были созданы сотни лент, многие из которых вошли в Золотой фонд мирового кино.
"Лесная быль", "Альпийская баллада", "Приключения Буратино", "Белые Росы" - эти фильмы давно стали киноклассикой. А родились они здесь, в уютных павильонах "Беларусьфильма".
Киностудия - это огромное хозяйство: на площади в 12 гектаров расположен целый комплекс цехов и служб. Начальник пошивочного цеха Елена Федоровская работает здесь уже 44 года. Через ее руки прошли сотни костюмов - в том числе наряды лисы Алисы и кота Базилио из культовой ленты "Приключения Буратино". Многие костюмы "Беларусьфильм" сегодня сдает на прокат, но отдавать в чужие руки платье героини Елены Санаевой не спешит - это же самый настоящий раритет! Как, впрочем, и яркая оранжевая курточка Буратино. Со временем ткань немного выцвела, но вещь вполне узнаваема.
Елена Людвиковна вспоминает, как создавался костюм для Рины Зеленой - артистка воплотила на экране образ черепахи Тортиллы:
- Долгое время у нас работала портной Антонина Поршнева - мама нынешнего директора киностудии. У нее были золотые руки. Помню, во время работы над этой лентой она не спала несколько дней, все думала, как сделать для Тортиллы панцирь. И придумала! Клеила в несколько слоев театральное полотно, подкладывала технический ватин, тоже в несколько слоев, затем в дело вновь пускала клей и полотно. Каждую ячейку прострачивала вручную!
Все костюмы главных героев культовых кинолент изготавливались в пошивочных мастерских "Беларусьфильма". Исключение составляла лишь военная форма. Раньше, рассказывает Елена Федоровская, мундиры и шинели для массовки заказывали в военном ателье: швейные машины цеха элементарно не справлялись с плотной грубой тканью. Головные уборы тоже изготавливали на стороне, привозили в основном из Москвы.
Из пошивочного цеха отправляемся прямиком на склад. Заведующая складом Татьяна Малинова, подмигнув, достает нам маленький потрепанный костюмчик. Ба, да это тот самый наряд Буратино! Здесь хранятся костюмы Петрушки, Питера Пена, Звездного мальчика, робы заключенных из "Альпийской баллады", появившейся на экранах в 1965 году. Их, кстати, часто берут для съемок военных фильмов. А вот персонажу какой картины принадлежит мушкетерская накидка, мы сказать затрудняемся. Татьяна улыбается:
- Не напрягайте память, этого костюма вы в кино не видели. Дело в том, что, когда есть спрос на конкретные наряды - мушкетера например, мы изготавливаем их для сдачи в аренду. Детские костюмы родители охотно берут на утренники в школы и детские сады. А вот взрослые наряды даем выборочно. Скажем, военные костюмы, особенно немецкие, времен Великой Отечественной войны мы в аренду не предоставляем.
Не секрет, что большинство российских фильмов со сценами боя или перестрелок снимают в Беларуси. Начальник пиротехнического участка цеха подготовки съемок Игорь Громик гостям не слишком рад - главный специалист по оружию на "Беларусьфильме" чужих глаз не любит. Объясняет это спецификой работы:
- Все оружие охолощенное. Но даже его нельзя давать в руки человеку неподготовленному. Поэтому на площадке всегда находятся 3-4 пиротехника, которые контролируют и координируют действия актеров и массовки. Случаев утери или воровства у нас не было, но глаз все равно спускать нельзя.
Что хранится на складах? "Маузеры" и автоматы Калашникова. Снайперские винтовки и казачьи шашки. Автоматы Томпсона и пистолеты Стечкина. А также несколько сотен пистолетов-пулеметов Шпагина и винтовок Мосина - самого, пожалуй, часто используемого в съемочном процессе оружия. Кое-что несколько лет назад в Минск передали из "Мосфильма" - по количеству боевых единиц российская киностудия была и остается безусловным оружейным лидером.
Цех декоративно-технических сооружений встречает нас тишиной. Это для начальника цеха Юрия Осокина скорее исключение: как правило, монтаж декораций здесь не прекращается ни на день. Сейчас в распоряжении "Беларусьфильма" целых 5 съемочных павильонов. Три из них общей площадью 2250 квадратных метров расположены в старом здании (том, которое сейчас на реконструкции) и два в новом - по 900 кв. м каждый. Цех под начальством Осокина занимается не только организацией строительства, но и самим созданием декораций. Юрий Николаевич пришел на студию, когда Леонид Нечаев задумал свою "Красную Шапочку":
- Вспоминаю один курьезный случай. Так получилось, что мы забыли снять одну сцену, когда Красная Шапочка идет по лесу и поет свою знаменитую песенку. Вспомнили уже зимой, как раз перед сдачей фильма. Делать нечего, пришлось в павильонах возводить самый настоящий лес. На дворе снег, а у нас трава, деревья, лесные дорожки...
Последние масштабные декорации Осокин и его команда готовили для Валерия Тодоровского. Его новая лента "Большой" - о русском балете и Большом театре - частично снималась на "Беларусьфильме":
- Мы полностью воспроизводили московскую балетную школу. Учебное заведение вряд ли кто-то отличит от настоящего: внутренний дворик, залы для репетиций, общежитие. Хотели здесь же построить и Большой театр, но по размерам павильон оказался маловат...