04.02.2016 14:22
    Поделиться

    В Самаре УФАС убрал Обаму с улицы и запретил розги

    Антимонопольная служба борется за порядок на рынке уже начиная с рекламы
    Кто наживается на гречке и почему при дешевеющей нефти дорожает бензин, вернется ли реклама пива на стадионы и как омрачает новоселье недостоверная реклама застройщиков? Об этом и многом другом "РГ" рассказал руководитель УФАС по Самарской области Леонид Пак.

    - Леонид Львович, люди, не имеющие бизнеса, а живущие от зарплаты до зарплаты, вспоминают ваше ведомство в основном в связи с ростом цен. Вот так буквально и восклицают: "Куда ФАС смотрит?".

    Леонид Пак: Только ценами деятельность антимонопольной службы, конечно, не ограничивается. За прошлый год к нам от граждан поступило 948 обращений. Чаще всего люди жалуются на платную установку счетчиков, удорожание проезда в общественном транспорте, препоны в подключении к объектам инфраструктуры, ненадлежащую рекламу. Но особую озабоченность ростом цен на продукты понять можно, ведь покупательская способность населения снижается.

    При этом необходимо понимать, что у нас в стране отсутствует ценовое регулирование в отношении продовольственных товаров. Этот механизм может быть введен лишь в случае, если цены на социально значимые товары начнут демонстрировать рост от 30 и более процентов. В Самарской области, к счастью, такого нет. Ни одна из торговых сетей у нас не является монополистом, вероятность ценового сговора между всеми продавцами близка к нулю - все сразу договориться не смогут, а в результате сговора выиграют прежде всего конкуренты, которые сохранят цены на прежнем уровне. То есть невидимая рука рынка должна работать.

    - В центре ценового скандала уже не в первый раз оказалась не любимая волжанами картошка, а загадочная для всего мира крупа "гречка".

    Леонид Пак: Рассмотрение "гречневого" дела, возбужденного в отношении федеральных торговых сетей ЗАО "ТД Перекресток", ООО "Агроторг" и ЗАО "Тандер", состоялось в сентябре прошлого года. Комиссия антимонопольного органа по результатам мониторинга установила, что в период с 11 декабря 2014 года по 23 января 2015 года, когда снижение оптовых цен составило 8,9 процента, в магазинах этих ритейлеров цена на гречку увеличилась более чем на 15 процентов. Это позволило нам сделать вывод о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства - "ценовой сговор". Материалы дела были переданы для возбуждения административного производства. На сегодняшний день названные компании обжалуют решения Самарского УФАС в арбитражном суде.

    - Самарские автомобилисты негодуют по поводу постоянного роста цен на бензин в регионе, где работает три собственных НПЗ. Как вы можете это прокомментировать?

    Леонид Пак: Начну с цены. С декабря 2015 года, согласно данным нашего мониторинга, цена в оптовом звене рынка нефтепродуктов Самарской области снизилась. Вследствие этого уменьшилась и стоимость бензинов на заправках. В частности, на 1,3 рубля подешевел 92-й бензин, а литр 95-го - на 80 копеек. На сегодняшний день цена удерживается на этом уровне.

    Пока оснований говорить о сговоре на рынке нефтепродуктов нет. По прогнозам, цена на бензин и дальше будет изменяться с учетом инфляции

    Да, нам бы всем хотелось, чтобы снижение было более ощутимым. Но определяющим фактором в этой ситуации является ослабление рубля и повышение налоговой нагрузки на нефтяные компании. В результате налогового маневра государство снизило экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты, но с учетом изменений курса рубля этот фактор в значительной степени нивелировался. С января 2016 года вступили в силу и изменения в налоговом законодательстве, которые коснулись увеличения стоимости акцизов.

    Мы проводим еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на топливо и в случае выявления признаков нарушений принимаем меры в рамках своей компетенции. Но пока никаких оснований говорить о сговоре на рынке нефтепродуктов нет. По прогнозам, цена на бензин и дальше будет изменяться с учетом инфляции.

    - Наш регион в свое время прославился на всю страну рекордным числом обманутых дольщиков. Ситуация постепенно выправляется, но наверняка сегодня нарушений в долевом строительстве немало.

    Леонид Пак: К сфере наших полномочий относятся вопросы недостоверной рекламы в этой области. Яркое, но некорректное обещание, умалчивание некоторых фактов приводят к тому, что люди получают массу проблем. Так, на заре эры комплексной застройки в области активно продвигалось доступное жилье с развитой инфраструктурой, но на практике оказывалось, что ее там нет и в помине. В пример приведу "Корпорацию Кошелев", которая в 2010 году активно рекламировала свой микрорайон Крутые Ключи в Самаре как зону комплексной застройки с детсадами, школой... Люди, а большей частью это молодые семьи, купили квартиры и выяснили, что обещанного комфорта нет. Когда мы стали рассматривать жалобы, то увидели, что рекламируемых социальных объектов не было даже в проекте микрорайона.

    Вообще, за все время действия закона о рекламе не более пяти процентов застройщиков не попадались на его нарушении.

    - А что делать с двусмысленной рекламой: вроде бы и не лжет, но явно оскорбляет? Человек, похожий на Обаму, рекламирует водонагреватели, полуголая девица с задранной юбкой зовет прокатиться на такси...

    Леонид Пак: В части 6 статьи 5 Федерального закона 38-ФЗ "О рекламе" прямо сказано, что в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов. Но когда дело касается этических норм, не все так просто: из 10 смотрящих билборд трое сочтут его оскорбительным, семеро - прикольным. Все зависит от культуры, образования, традиций. Для того чтобы максимально объективно рассматривать такие вопросы, мы создали экспертный совет, в который вошли опытные филологи, дизайнеры, журналисты, психологи. Такой коллегиальный разум дает хорошие результаты.

    Помните билборды книжной компании "Метида" - "Ученические розги 99,9 р. Внедряем знания..."? Эта реклама была признана побуждающей к совершению противоправных действий, а также призывающей к насилию и жестокости. Свободное размещение такого рода рекламы может сформировать у потребителей мнение о том, что применение физического насилия в процессе обучения является естественным и социально непорицаемым. Кроме того, указанный рекламный материал негативно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, вызывая в нем страх быть наказанным.

    Самарское УФАС на основании заявления граждан возбудило дело по признакам нарушения законодательства о рекламе и в отношении ООО "Элвес-А". Заявители прилагали фотографии рекламы водонагревателей, на которых присутствовало изображение человека с темным цветом кожи, а рядом с ним надпись "А немытым трубочистам стыд и срам!". К нарушителю были применены меры административной ответственности: руководитель фирмы оштрафован на 10 тысяч рублей, а юрлицо - на 100 тысяч. Попытка оспорить это решение в арбитражном суде не увенчалась успехом.

    - В январе этого года вступили в действие поправки в законодательство - "четвертый антимонопольный пакет". Как они коснутся вашей работы с обращениями граждан, в частности в такой болевой сфере, как ЖКХ?

    Леонид Пак: Действительно, обращений в этой сфере много. За прошлый год нашим ведомством было рассмотрено 11 дел, возбужденных в отношении управляющих компаний. Основные нарушения - это взимание платы за выдачу техусловий на установку индивидуальных приборов учета и их опломбирование. Суммы, которые людям предлагают (часто они опубликованы даже на сайте УК), невелики - 300 рублей за одну, столько же за другую операцию. Но если помножить эти небольшие суммы на число собственников - деньги получаются немалые. А ведь все эти работы должны проводиться бесплатно, поскольку включены в тариф.

    Проблем в ЖКХ, конечно, много, но и контрольных ведомств в этой сфере предостаточно: жилищная инспекция, Роспотребнадзор, минэкономики, которое устанавливает тарифы. Все эти структуры и будут заниматься гражданами, а антимонопольная служба - подключаться лишь в тех случаях, когда нарушаются права группы лиц.

    Вопрос ребром

    - Каково ваше отношение к звучащим в последнее время инициативам разрешить продажу пива на стадионах на время проведения в России ЧМ-2018 по футболу?

    Леонид Пак: Такие изменения могут происходить только на основании законов, а это - компетенция Госдумы. Если же вернуться к опыту Олимпиады в Сочи, то там вопрос был решен через приостановку соответствующих запретительных статей ФЗ-38. Аналогичным образом может быть решен и вопрос с футбольным чемпионатом в регионах его проведения. Тем более что на рекламе пива настаивает ФИФА.

    Стоит отметить, что наказание за нарушения в рекламе алкоголя, табака и медикаментов особенно строгое. Если по прочим группам товаров и услуг штрафы начинаются с 50 тысяч рублей, то здесь - с двухсот. Может быть, именно такой строгостью закона объясняется тот факт, что ни в 2014, ни в 2015 годах в регионе не было зафиксировано ни одного нарушения в сфере рекламы табака. Хотя курят, к сожалению, еще многие самарцы.

    Контакт

    О необоснованном росте цен на продукты можно сообщить по "Горячей линии" УФАС с понедельника по пятницу с 8-00 до 12-00. Телефон: +7-937-176-49-05.

    Поделиться