Дата 08.08.08 - день нападения грузинских войск - стала символом этой трагедии. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин в эксклюзивном интервью "РГ" назвал поименно грузинских военачальников, обвиняемых в рамках расследуемого в России уголовного дела по событиям в Южной Осетии.
- Александр Иванович, расскажите, как проходило российское следствие по уголовному делу, связанному с событиями в Южной Осетии в 2008 году.
Александр Бастрыкин: По уголовному делу была проведена беспрецедентная следственная работа как по масштабу, так и по сложности.
Судите сами: в ходе расследования уголовного дела осмотрено более 1000 мест происшествия, в том числе жилых домов, административных зданий, объектов энергетики, связи, социальной инфраструктуры, позиций батальона миротворческих сил, расположенных в городе Цхинвале и других населенных пунктах Южной Осетии.
Признано вещественными доказательствами свыше 3000 предметов и документов. Назначены и проведены около 900 судебно-медицинских, почерковедческих, взрывотехнических и иных судебных экспертиз. Допрошено свыше 1500 свидетелей. В качестве потерпевших признано более 6000 человек, в том числе 270 военнослужащих российского миротворческого контингента, получивших ранения различной степени тяжести. Объем уголовного дела составляет более 500 томов.
- В отношении кого из числа бывшего военного и политического руководства страны вы ведете уголовное преследование?
Александр Бастрыкин: По уголовному делу вынесены постановления о привлечении в качестве обвиняемых бывшего министра обороны Грузии Кезерашвили, бывшего министра МВД Грузии Мерабишвили, бывшего командира четвертой пехотной бригады сухопутных войск Вооруженных сил Грузии Каландадзе, бывшего командующего Военно-воздушными силами и противовоздушной обороной Грузии Наирашвили и бывшего командующего миротворческими операциями Объединенного штаба Вооруженных сил Грузии Курашвили.
- Удовлетворены ли вы в связи с этим решением Международного уголовного суда и рассчитываете ли на объективное расследование?
Александр Бастрыкин: Мне очень хотелось бы в это верить. Однако, к сожалению, пока что факты свидетельствуют об обратном. Так, в качестве предмета расследования этим судом определены военные преступления и преступления против человечности, которые, по предварительным выводам, были совершены вооруженными силами не Грузии, а Южной Осетии, причем против этнических грузин. То есть МУС перевернул обстоятельства дела "с ног на голову", оставив за рамками предмета расследования факты массовых убийств и увечий осетинской части населения Южной Осетии и вынужденного переселения с места проживания 16 тысяч осетин. Причем вывод этот сделан вопреки неопровержимым доказательствам, которые были направлены Следственным комитетом прокурору МУС по запросу самого Международного уголовного суда. А это - копии материалов уголовного дела объемом более 33 томов, а также значительный объем фото- и видеоматериалов. Пояснения к материалам давались сотрудниками Следственного комитета в ходе рабочих визитов представителей прокуратуры МУС в Российскую Федерацию.
Также МУС проигнорировал решение Международного суда ООН в Гааге от 1 апреля 2011 года, который прекратил производство по иску Грузии против Российской Федерации о применении норм Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Полную версию интервью Александра Бастрыкина читайте в завтрашнем номере "Российской газеты".