27.01.2016 22:04
    Поделиться

    Чем японская деловая этика отличается от западной

    Своеобразие японской деловой этики состоит в том, что главной целью конкуренции в Стране восходящего солнца принято считать не свою победу и поражение соперника, а взаимоприемлемый компромисс. То есть если на Западе борьба идет за то, кому достанется пирог, то на Востоке спорят о том, как его достойно поделить.

    Поиски подобающей доли

    Японская мораль предписывает избегать крутой конфронтации, не доводить дело до того, чтобы одна сторона явно одержала верх, а побежденная "потеряла лицо". В прежние времена японские рикши строго блюли неписаный закон: молодой возчик мог обогнать старого, лишь изменив маршрут, дабы не демонстрировать свое превосходство в силе. Стремление свести к минимуму острое соперничество пронизывает японскую деловую жизнь. Если в Западной Европе или Северной Америке основным законом конкуренции считается "честная игра", то в Японии ей соответствует понятие "подобающей доли".

    Для западного предпринимателя главное, чтобы обе стороны "играли по правилам". Тогда он с легким сердцем поздравляет победителя, который получает все, а сам остается ни с чем. Но в Стране восходящего солнца это касается только спортсменов. В бизнесе же прежде всего думают о том, как достойнее поделить рынок. В каждой отрасли существует "большая тройка" или "большая пятерка", получающая львиную долю.

    Для японских деловых отношений характерно, что сторона, пошедшая при торге на наибольшие уступки, получает преимущество при решении другого вопроса, подчас совершенно не связанного с первым. Готовность к компромиссу считается добродетелью, которая должна быть вознаграждена.

    Важно, однако, иметь в виду, что компромисс в глазах японца - это зеркало момента. Они считают, что соглашение сохраняет силу лишь в условиях, при которых оно было достигнуто. Западный предприниматель считает: коли возник спор, надо посмотреть, что на сей счет написано в контракте. Японец же убежден: раз обстановка изменилась, требуют пересмотра и прежние договоренности.

    Принятие решений "снизу вверх"

    В североамериканской или западноевропейской фирме именно президент и совет директоров ведут за собой коллектив. У японцев же действует принцип "снизу вверх". Все ключевые решения выражают не чью-то личную волю, а некий общий знаменатель, найденный на основе взаимных уступок. Японец остерегается противопоставлять себя коллективу, доводить дело до открытого столкновения взглядов. Поэтому любое обсуждение тянется долго, пока каждый шаг за шагом изложит свою позицию, по ходу корректируя ее с учетом высказываний других.

    Многие иностранцы терпят в Японии неудачу именно потому, что ждут от переговоров немедленного результата, а от партнеров - немедленного действия. Японцы так не поступают. К тому же японцы не склонны сводить суть деловых вопросов лишь к цифрам. Очень часто личные отношения, личные обязательства и другие косвенные факторы имеют для них не менее важное значение, чем низкая цена и высокое качество.

    Если для американца или европейца ключевую роль играет прибыль, то японец думает и об ответственности перед своим персоналом, о долге перед страной, и наконец - о прибыли, чтобы выполнить первые два обязательства. Американец добивается немедленного эффекта. Японец же - роста своей доли на рынке. Японский образ жизни ставит общее благо выше личных интересов. Японское общество основано на идее групповой преданности, на принципе "оя-ко", то есть "отец-сын", а в более широком смысле - "покровитель-подопечный".

    К "царству личностей"

    Век Интернета поставил под удар групповую мораль японцев, присущую им клановую верность как основу моральных ценностей. Пожизненный наем, ставка на постоянных поставщиков теряют смысл в эпоху информатизации. Социальный консерватизм японцев утверждал дисциплину, гармонию, поощрял усердие, обеспечивал стабильность. Он же блокировал личную инициативу. Так что за успех японской модели нынче приходится платить дорогой ценой.

    После Второй мировой войны самурайский кодекс "бусидо" (буквально "путь воина") трансформировался в "сиониндо" ("путь предпринимателя"). Стержень морали остался прежним - незыблемая верность покровителю. Его конкретным воплощением стала уникальная для развитых стран система пожизненного найма, позволяющая увольнять штатного сотрудника лишь в случае банкротства фирмы.

    Пожизненная верность тружеников своему нанимателю, а поставщиков - своему заказчику стала ключевым слагаемым успеха японского экономического чуда 1960-80-х годов. Однако на рубеже веков коллективизм японской модели превратился из источника силы в фактор слабости. В условиях глобализации и информатизации Страна восходящего солнца почувствовала, что должна из "царства групп" превратиться в "царство личностей".

    Болезненным проявлением этого процесса стала эрозия системы пожизненного найма. Японцы впервые столкнулись с такими неприятными для них явлениями, как сокращение штатов или досрочное увольнение пожилых сотрудников, или с тем, что зарплата зависит не только от выслуги лет, но и от эффективности работы.

    Внедрение Интернета в деловую жизнь вступило в противоречие с традиционной практикой принятия решений на основе долгих поисков взаимоприемлемого компромисса. Ведь Интернет требует проявления инициативы, то есть мгновенного ответа. В "потерянные девяностые" и в последующие десятилетия экономика Страны восходящего солнца утратила высокие темпы роста, которыми она удивляла мир в годы "японского чуда" 1960-80-х.

    Итак, в конкурентной борьбе японский предприниматель ставит целью не безоговорочную победу над соперником, а некий взаимоприемлемый компромисс. Именно он почитается как добродетель в японской деловой этике.

    Поделиться