16.12.2015 21:01
    Поделиться

    Бизнесмены смогут узнать больше о своем деловом партнере

    В скором времени отличить компанию-"однодневку" от реального бизнеса станет проще. Этому поспособствует законопроект главы налогового комитета Госдумы Андрея Макарова, который предлагает сузить область коммерческой информации, защищенной налоговой тайной.

    Если добросовестная компания вступит в отношения с "однодневкой", у которой нет реального офиса и персонала, то платить налоги за нее придется именно честному бизнесу. Об этом говорит практика применения судами и инспекторами налогового законодательства за последние 5 лет. Однако если бизнесмены проявят должную осмотрительность при проверке такого контрагента, последствий не будет.

    Чтобы у компаний было больше возможностей проверять реальность бизнеса своих партнеров, Андрей Макаров предлагает открыть доступ к информации, ранее защищенной налоговой тайной.

    Во-первых, такой тайной не будет являться информация о числе сотрудников той или иной компании за календарный год. Во-вторых, не будут защищаться данные о совокупных доходах персонала за предыдущий год.

    Третьим изъятием из налоговой тайны станет информация о сумме уплаченных компанией налогах и сборах. А четвертым исключением станет информация о доходах и расходах организации (согласно бухгалтерской отчетности).

    Разработчики законопроекта надеются, что обеспечение открытости этих сведений повысит прозрачность экономики, а также предоставит реальную возможность проверять добросовестность контрагентов. "Предлагаемые изменения дадут возможность налогоплательщикам получать необходимую информацию об организациях-контрагентах и оценивать свои риски с целью дальнейшего заключения с ними гражданско-правовых и трудовых договоров", - подчеркивается в пояснительной записке.

    Налоговый юрист Егор Батанов считает, что эти потенциальные нововведения помогут более подробно собирать информацию о контрагентах-"однодневках". "Это очень важно, так как исходя из правоприменительной практики за несуществующую компанию-контрагента налоги приходится платить добросовестному, реальному бизнесу", - рассказал эксперт "Российской газете".

    Эксперт в сфере структурирования бизнеса Михаил Успенский считает, что одних этих мер для подтверждения должной осмотрительности при выборе бизнес-партнера недостаточно, так как практика показывает, что "вытащив" даже эту информацию о контрагенте, коммерсанты не всегда застрахованы от возможных претензий налоговиков. "Чтобы снизить риски их предъявления, бизнес должен тщательно документировать процесс заключения сделок, а также сами переговоры и обстоятельства заключения сделок", - советует юрист.

    Адвокат Вячеслав Леонтьев опасается, что получение подобной информации будет способствовать недобросовестным конкурентным войнам и рейдерским захватам. "Чтобы этого избежать, можно было бы подумать о том, чтобы ввести в оборот новый тип справки, получаемой от ФНС, согласно которой то или иное юрлицо не является однодневкой. Это бы сняло возможные претензии инспекторов к расчетным операциям с этой фирмой в будущем", - предлагает собеседник.

    Предполагается, что законопроект будет рассмотрен в первом чтении уже в конце декабря этого года.

    Поделиться