Сбор на данный момент, согласно постановлению кабинета министров КР от 2007 года, составляет 10 долларов с каждого пассажира, вылетающего из "Манаса" или "Оша" по международным маршрутам. Сначала пассажиры платили в аэропортах перед посадкой в самолет. Однако позже, в том числе и из-за частых скандалов, которые устраивали отказывающиеся отдавать деньги "непонятно за что", сбор решили включить в стоимость билета.
К 2014 году, по данным министерства транспорта и коммуникаций Киргизии, благодаря аэропортовому сбору было получено более двух миллиардов сомов. Средства направлялись на погашение задолженностей по кредитам и техническую модернизацию аэропортов "Манас" и "Ош".
Увеличить сбор предлагается в целях получения дополнительных средств, которые будут направлены в том числе на реконструкцию взлетно-посадочной полосы "Манаса". Однако непонимание у киргизстанцев вызвал даже не тот факт, что им теперь придется платить больше, а то, что деньги пойдут также на капитальный ремонт трассы протяженностью около 25 километров от Бишкека до аэропорта.
Трасса, действительно, давно нуждается в замене покрытия, бордюров, разделительных ограждений. С начала 2015 года правительство искало средства на осуществление соответствующих работ на дороге. Речь шла о финансировании проекта китайской стороной. Называлась сумма в 75 миллионов долларов. Однако позже стало известно, что республика решила провести ремонтные работы своими силами. После того как стоимость реконструкции уменьшили до примерно 17 миллионов долларов (954 миллиона сомов), деньги нашлись в госбюджете.
- Эта дорога - главные ворота в столицу - имеет государственную важность. Все ремонтные работы должны вестись комплексно, кроме того, местная власть должна позаботиться об озеленении и облагораживании территории вдоль трассы, - сказал премьер-министр КР Темир Сариев.
Вскоре был проведен тендер. Ремонт начался в конце сентября 2015-го. Закончиться он должен примерно через год. Но, как отмечают эксперты, может и затянуться.
- То, что в кабинете министров предлагают повысить аэропортовый сбор и направить полученные средства на реконструкцию трассы, говорит о том, что денег на реализацию проекта в госбюджете не хватает, - говорит юрист Канат Джамчиев.
По его словам, негативную реакцию общественности на решение увеличить сбор легко объяснить. "Во-первых, в республике сегодня такая экономическая ситуация, что граждане страны вынуждены, образно говоря, считать каждую копейку. Если все-таки будет утверждена новая ставка, то стоимость авиабилета однозначно вырастет больше, чем на пять долларов. Во-вторых, в основном по этой дороге ездят жители расположенных вдоль нее сел. Но почему тогда платить за ремонт трассы должны только те, кто направляется в аэропорт? Ответственность в этом случае нужно делить на всех.
В-третьих, аэропортовый сбор потому так и называется, что взимается с пассажиров и направляется в актив воздушной гавани. Что касается ремонта дорог, то средства на них следует брать из налогов, которые платят киргизстанцы", - отмечает юрист.
Другой аспект, который вызывает сомнения общественности, - дойдут ли до конечного адресата все собираемые деньги. Требование, которое звучит сегодня чаще остальных в социальных сетях: "Пусть они сначала за прошлые сборы отчитаются".
На данный момент проект постановления, как сообщили корреспонденту "РГ" в минтрансе, проходит стадию общественного обсуждения и согласования в госорганах. Известно, что министерства экономики и юстиции уже дали свои заключения по поводу нормативно-правового акта.
По словам заместителя министра экономики КР Кылычбека Джакыпова, нет ничего страшного в том, что дорога будет отремонтирована за счет пассажиров. "Можно было привлечь внешние инвестиции для реализации этого проекта. Но было принято решение, что реконструкция трассы будет проводиться на бюджетные средства. Их нужно восстанавливать", - сказал замминистра.
Между тем
ОАО "Международный аэропорт "Манас" намерен потратить 1,5 миллиона сомов на проведение новогоднего корпоративного вечера. Объявление о поиске ресторана вывешено на портале госзакупок. Планируется пригласить на праздник около 350 человек.
Справка "РГ"
Международный аэропорт "Манас" был открыт в 1974 году. Длительная эксплуатация взлетно-посадочной полосы (ВПП) привела к ухудшению состояния покрытия. Ежегодно проводится ямочный ремонт ВПП в среднем на сумму семь - восемь миллионов сомов.
Основное в структуре услуг, оказываемых "Манасом", - сбор за взлет - посадку воздушных судов. За это, по данным минтранса КР, ежегодно аэропорт получает около 400 миллионов сомов.